7 ноября на улицах Иркутска можно было видеть необычное зрелище – колонну советских автомобилей под красными флагами. Так День Октябрьской революции отметил частный музей ретро- техники и советского быта. Мы поговорили с владельцем «Ретро-музея» Владимиром Астафьевым о том, как родилась и развивалась его уникальная коллекция.
Родом из детства
Тимур Серебренников, irk.aif.ru: Владимир Васильевич, расскажите, как появился Ваш музей, как родилась такая идея?
Владимир Астафьев: Музею уже 10 лет, мы открылись в декабре 2014 года. Но его история начинается раньше. Я родился и вырос в Тайшете и, как многие мальчишки, любил что-нибудь коллекционировать. Собирал спичечные коробки, пробки от бутылок… Это увлечение осталось у меня с тех пор и по сей день. Например, когда ушли мои бабушка и дедушка, я не стал выкидывать многие оставшиеся от них вещи: радиолы, часы, шкатулки, электронику. Позже они легли в основу нашей коллекции предметов быта.
Другой исток музея – тоже родом из моей юности. В 2010 -х годах – я тогда занимался бизнесом – на глаза попался мотоцикл «Иж-49». Нахлынула ностальгия: сам на таком гонял.
Купил и вместе с мужиками, которые у меня работали, занялся его ремонтом. Восстановили, прокатились и поставили в гараж. Друзья, соседи – все были в восторге от него. Мне тоже понравилось, стал покупать другие старые мотоциклы, что-то мне дарили. Вскоре их было уже штук 40, плюс пара автомобилей. Среди самых редких экспонатов был мотоциклы «Минск» 1953 года и советский «ремейк» немецкого мотоцикла BMW – военный «Урал» с люлькой производства 1956 года.
Тогда кто-то из друзей мне и подсказал идею: а что если показывать коллекцию не только ближайшему кругу?
У меня как раз пустовало помещение на месте бывшего китайского рынка в центре города, и всё сложилось: так появился музей: поставили технику, повесили какие-то плакаты, аудио- и видеомагнитофоны прошлых лет. Собирать экспонаты было несложно, многое можно было довольно дёшево купить на блошином рынке. Зная о моём увлечении стариной, многие сами приносили.
Тогда много у кого такое пылилось в гараже или на даче. В музее стали выделяться отдельные коллекции: печатных машинок, телефонов и так далее.
– А что, на Ваш взгляд, самое важное в музее?
– Когда ты что-то потрогал, ощутил запах, получил эмоции – ты и информацию воспринимаешь лучше, чем если просто слушать рассказы. Это особенно для детей важно: в наше время они многих вещей уже не видели и даже не всегда могут понять, зачем нужен, например, арифмометр. Из таких познавательных историй можно вот такую вспомнить. Как-то к нам приходили школьники, и мы разложили перед ними предметы, которые сегодня все объединены в мобильном телефоне: аппараты с дисковым номеронабирателем, записные книжки, видеомагнитофоны, фонарики. И ребёнок наглядно видит, что такое технический прогресс, что вся эта куча предметов сейчас у него помещается в карман.
– Сейчас, наверное, уже не так просто пополнять коллекцию? Столько лет прошло…
– Нет, по-прежнему расширяю её. Покупаю в интернете, в антикварных магазинах. И приносят тоже по-прежнему.
Можно вспомнить такую историю: двум сёстрам в наследство от отца достался «Москвич» 70-х годов в рабочем состоянии. Они не смогли его поделить и разругались, долго не разговаривали. Потом всё-таки решили, что не стоят материальные ценности того, чтобы из-за них рвать родственные связи, решили машину не делить, а подарить музею, – они здесь бывали, и им понравилось. Теперь этот «Москвич» стоит и украшает нашу коллекцию.
«Что поделаешь, пацаны…»
– Сильно вырос музей со времён открытия?
– Очень! Музей, который изначально вмещался в одну комнату, сегодня занимает три капитальных здания, в одном – несколько этажей, и четыре ангара с техникой. У нас более 120 машин: «Волги», «Москвичи», есть милицейские, медицинская, пожарная машины.
Большой популярностью у посетителей пользуется линейка военных автомобилей и мотоциклов. Их можно увидеть не только в музее, мы делаем выставку под открытым небом на День Победы, организуем в честь праздников пробеги по улицам города.
Имеются иностранные машины – в основном, 70-90-х годов. Но есть и такая редкость, как немецкий автомобиль EMW 1947 года, – до Великой Отечественной войны этот завод принадлежал BMW, а после раздела Германии на восточную и западную возникла отдельная фирма, хотя, по сути, это тот же BMW.
«Бытовых» экспонатов уже, наверное, десятки тысяч. Я много ездил по стране, заходил в частные музеи. И могу сказать, что наш очень достойно выглядит на общем фоне.
– Заметили какие-то отличия от других музеев?
– Во-первых, я не встречал более масштабные коллекции. Во-вторых, наш музей разноплановый, не просто коллекция часов или автомобилей определённой марки. А в-третьих, он контактный. Можно брать вещи с полок, фотографироваться в касках и на мотоциклах. Даже включаем посетителям проигрыватель пластинок, желающим даём понюхать духи и одеколоны.
– Кстати о карманах. Не тащат экспонаты из музея?
– Обычно нет. У нас видеонаблюдение всё-таки. Но дети, бывает, проказничают. Ручку какую-нибудь у автомобиля там отломят. Или, например, у нас на военном мотоцикле стоял муляж пулемёта с патронной лентой. За несколько лет все «патроны» повытаскали. Ну что поделаешь, пацаны…
Хоть кино снимай
Также мы создали в музее отдельные комнаты с разным интерьером: комнаты начала XX века, деревенская изба 1930- 1960 годов, комната периода 1970-х годов. Люди туда заходят и попадают как в своё детство: панцирные кровати, умывальник, печь с горшками и ухватом, фотографии на стенах.
Воссозданием исторических интерьеров я, кстати, тоже начал заниматься ещё до официального появления музея. В доме у меня была комната, обставленная мебелью и предметами XVIII века. Потом комната потребовалась для сына, и эти экспонаты тоже переехали в музей, стали частью экспозиции.
– Обстановка очень реалистичная. Хоть кино снимай.
– И снимают. В 2019 году монгольская кинокомпания снимала в музее какие-то сцены для фильма о Юмжагийне Цэдэнбале, который учился у нас в Иркутске, а потом руководил социалистической Монголией. Иногда музей арендуют, чтобы снимать ролики, рекламу… Всего за эти годы было около десяти таких эпизодов.
– Есть планы на будущее?
– Мы постоянно работаем над расширением коллекции, в прошлом году сделали ремонт и обновили экспозиции. А если говорить о том, чего бы мне хотелось приобрести в коллекцию, то это советские правительственные машины, такие как ЗИМ. Но они дорого стоят.