Приём ведёт омбудсмен. С чем обращаются к уполномоченному по правам ребёнка

Общение детского омбудсмена с жителями Приангарья в этом году было по большей части виртуальным - из-за пандемийных ограничений личный приём практически прекратился. Однако изложенные в обращениях проблемы остаются, к сожалению, реальными. И их тематика разнообразна.

   
   

Куда пропали лекарства?

Как рассказала уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Татьяна Афанасьева, основная масса обращений касается конфликтов в семье, в школе, социального неблагополучия детей.

Также возникали проблемы с обеспечением лекарствами и лечебным питанием детей-инвалидов. Например, в январе 2020 года стала обязательной маркировка лекарств, что вызвало сбои в поставках в Россию препаратов, снижающих число приступов эпилепсии. Немецкая фармацевтическая фирма просто отказалась от российского рынка. Детские омбудсмены всей страны завалили федеральный минздрав письмами-требованиями разрешить ввоз лекарства с прежней маркировкой. Сейчас такое решение принято. Поступившая партия будет распределена по субъектам.

Удалось добиться омбудсмену и выделения квот для двух девочек-спинальниц из Приангарья для госпитализации в федеральную клинику. Им проведут высокотехнологичные операции.

Конфликты в школах как между детьми, так и между детьми - родителями - учителями, также остаются одной из главных проблем, с которой обращаются к уполномоченному. Афанасьева считает, что, если в ближайшее время не изменить всю систему воспитания и организации образовательного процесса, нас всех ждут серьёзные последствия.

   
   

- Кроме буллинга, дети в школах нередко сталкиваются и с антипедагогическими мерами воспитания. Иногда нам даже приходится привлекать правоохранительные органы, - говорит Татьяна Витальевна. - Например, родители целого класса обратились с просьбой помочь избавить их детей от учителя, который постоянно бьёт учеников. Педагог тут же уволилась по собственному желанию, а мы выяснили, что она уже сменила не одно место работы и ни разу не была уволена по статье. Ни в одной базе данных нет информации, что учитель предпочитает такие методы воспитания.

В школах нужны службы медиации

Для решения конфликтов, уверена детский омбудсмен, необходимо создавать действующую систему медиации, которая смогла бы помогать детям, педагогам, родителям, а не применять штампованные меры, которые лишь усугубляют конфликты. А это может привести и к нежеланию ребёнка жить. В этом году, кстати, выросло число попыток аутоагрессивного поведения, приведших к гибели детей, - с 15 в прошлом году до 25 в этом. Нередко причиной такого решения ребёнка становится разлад в семье, который родители выносят на обсуждение общественности в соцсети, или вовсе, как это случилось в Иркутске - в прямом эфире держат сына на балконе 14 этажа, требуя примирения с супругой. В другом случае родители несколько раз уже похищали сына друг у друга, не спросив его мнения, с кем он хочет жить.

- Этот мальчик пишет мне, называя свою мать только по фамилии, что не хочет жить у неё, хотя таково решение суда, - рассказала Татьяна Афанасьева. - Такие резонансные случаи решить в спокойной обстановке не получится, страсти накалены, стороны не намерены искать компромисс, и в этом случае нужны медиаторы, действующая система досудебного урегулирования конфликтов.

Самыми запоминающимися случаями, ставшими предметом разбирательств омбудсмена, Афанасьева назвала несколько. Один из них - трагический, когда собака утащила в будку ребёнка и загрызла его. Другой - скорее комический, когда надзорный орган обратил внимание на то, что имущество, зарегистрированное на ребёнка, сдавалось в аренду отцом, и он же получал с него доход, а не ребёнок.

- У нас спросили, нет ли здесь нарушения прав ребёнка. Мы определили, что есть, но отец искренне не понимал, почему он должен переводить деньги на счёт ребёнка, - рассказала Татьяна Афанасьева.