Иркутск, 22 октября – АиФ-ВС. Руку помощи зависимым от градообразующих предприятий городам тогда обещало протянуть и правительство страны в виде государственной финансовой поддержки. Но для этого поселения, попавшие в список особо нуждающихся, обязаны были подготовить программу стабилизации ситуации, под которую - в случае её утверждения в правительстве - обещали дать денег из федерального бюджета. Однако эта инициатива, автором которой, кстати, выступил Владимир Путин, умерла, так и не начав жить. По мнению экспертов, у муниципалитетов просто не было денег, чтобы подготовить качественные комплексные планы, поэтому в правительство присылали «либо мечталки, либо хотелки», которые были забракованы.
Правда, «под раздачу» бюджетных денег по программе поддержки моногородов успел попасть Байкальск. Но пошли они в основном не на развитие производств, альтернативных БЦБК, а на смягчение острых последствий кризиса: как говорится, не на лечение, а на тушение пожара.
Иной взгляд
Примечательно, что поиском решения проблем моногородов занимаются не только экономисты и финансисты, но и социологи. И у них существует своё, довольно нестандартное к ним отношение. В частности руководитель иркутского Центра социальных исследований и образования Михаил Рожанский проблемы монопрофильных поселений характеризует следующим образом:
- В советское время - в век индустриализации - города в нашей стране ставились вокруг строящихся промышленных предприятий. Однако такое поселение - это ещё не город, потому что город - это определённое качество не только образа жизни, но и человеческих связей. И главная проблема моногородов заключается именно в том, сложилось ли в них настоящее городское сообщество.
Даже проблема диверсификации экономики на самом деле адресуется в первую очередь к социальной сфере, утверждает Михаил Рожанский. Если в таком поселении живут люди, которые пытаются хоть в какой-то мере быть независимыми от градообразующего предприятия, которые объединены другими интересами, а не только интересами производства и производственной дружбой, тогда может возникать и среднее и малое предпринимательство, развиваться другие сферы экономики.
Лакомый кусочек
Байкальск в этом плане, по мнению Михаила Яковлевича, один из самых сложных моногородов Иркутской области. Во-первых, потому что в отличие от Ангарска, Братска, Усть-Илимска и Саянска с самого начала формирования он был городом, где не могло возникнуть такого социального энтузиазма, который бы лёг в основу городской идентичности и патриотизма. Целлюлозно-бумажный комбинат на Байкале практически с первых дней своего существования стал объектом совершенно справедливой критики, так что откуда там взяться городскому патриотизму? Не было в Байкальске и характерного для 60-х годов прошлого века пафоса преобразования сибирского таёжного края.
Справка | |
---|---|
Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности (20%), машиностроения (17%), пищевой промышленности (14%) и топливно-энергетической (11%). Иркутская область, по данным министерства экономического развития РФ, по количеству расположенных на её территории моногородов, занимает второе место в России (разделив его со Свердловской областью), и проживает в них 38% населения региона. К таким городам относятся Братск, Усть-Илимск, Бодайбо, Железногорск-Илимский, Тулун, Байкальск, Саянск, Ангарск, Шелехов и Усолье Сибирское. |
При этом социолог подчёркивает, что это не значит, будто в городе нет активных людей, которые что-то предпринимают для изменения ситуации, но как показывает жизнь, этих усилий недостаточно для того, чтобы изменить её кардинальным образом.
Может быть, именно по этой причине практически все многочисленные проекты диверсификации экономики Байкальска так и не дожили до стадии реализации? Кстати, первым из них, озвученным ещё в начале 2009 года, стал проект лесоперерабатывающего производства, специализирующегося на выпуске строительных плит и домов. Предлагалось также построить завод по производству пива с переработкой рыбы, кедровых орехов и, разумеется, клубники. Однако пока все эти идеи дальше предложений не пошли. Несмотря на все старания властей и всевозможные совещания на горе Соболиной, не удалось по-настоящему увлечь богатых инвесторов и международным горнолыжным курортом в рамках туристско-рекреационной зоны «Ворота Байкала». Два резидента, которые появились у проекта, это не тот размах, который необходим для создания горнолыжного курорта, способного составить конкуренцию зарубежным «собратьям».
При этом, подчёркивает Михаил Рожанский, Байкальск обладает уникальными ресурсами социально- экономического развития. «Это берег Байкала, большая промплощадка и производственные сооружения, которые пока являются байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, огромная забетонированная территория, - говорит он. – Кроме того, через город проходит федеральная трасса, движение по которой вырастет в разы после того, как она будет полностью достроена, а также железнодорожная магистраль. Такое бойкое место может быть экономически очень и очень выгодно для развития всевозможных сфер услуг, а не только туризма. И этот потенциально лакомый кусочек в таком пироге как Байкал могут не упустить какие-то внешние экономические деятели, у которых уже сейчас есть собственность в Байкальске».
«Братья по несчастью»
Не менее сложная ситуация сложилась и в другом моногороде нашего региона - Железногорске-Илимском, для которого характерна высокая степень зависимости экономических и социальных показателей от работы Коршуновского горно-обогатительного комбината по добыче железной руды. «Реальная власть в городе и районе всё ещё продолжает оставаться в руках владельцев комбината, которые в то же время заявляют, что не видят там для себя никаких перспектив, - говорит Михаил Рожанский. - И эти ножницы между интересами людей, которые живут в Железногорске, и отсутствием каких-то долговременных перспектив тех, кто решает его судьбу, создают очень серьёзную проблему для успешного выхода из кризисного положения».
Судьба ещё одного монопрофильного поселения региона - Усть-Илимска - с точки зрения экономики зависит от состояния дел в лесопромышленном комплексе. Однако социологи главную трудность этого города видят в другом. И заключается она в том, что в настоящее время он оказался в транспортном тупике. По железной дороге Усть-Илимск расположен на тупиковой ветке, а авантюрная затея со строительством международного аэропорта, в который были вложены колоссальные средства, рухнула.
- Город, обладающий огромным социальным потенциалом, а также потенциалом для серьёзного устойчивого экономического развития, и который в 90-е годы лидировал в регионе по активности мелких и средних предпринимателей, оказался зависимым от такого внешнего фактора, как транспортная схема. И это делает Усть-Илимск территорией с очень проблематичной судьбой, - поясняет Михаил Рожанский.