12 декабря в Братске отмечают День города. Так называемой северной столице Иркутской области исполняется 63 года. Датой основания города считается 1955 год, когда началось возведение Братской ГЭС и переселение людей из сёл, вошедших в зону затопления энергетического гиганта.
Больше полувека прошло с тех времён, но память о деревнях, ушедших под воду, жива до сих пор. Краевед Зинаида Мирских – одна из тех, кто продолжает её сохранять.
Жизнь пополам
События тех лет стали для её семьи личной трагедией. Бабушка, дедушка и родители Зинаиды Леонидовны жили в исчезнувшей островной деревне Филиппово на Ангаре. Там же родились её старшие сёстры.
«Родные мне рассказывали, что весной на острове всё благоухало ароматами, его обрамляла белоснежная кайма цветущей черёмухи, – рассказывает она. – А ещё там было озеро, по берегам которого росла лесная смородина. Недалеко, за рекой, располагались другие деревни: Романово, Тепляшино, Исаково, Лучиха, Распутино, Красный Яр… Все они ушли под воду. И сейчас приходится воссоздавать по крупицам картину того времени».
Делает это краевед по рассказам, которые когда-то слышала от родных – мамы Валентины Чупиной, от тётушек и старших сестёр.
«Ангарские деревни были самыми обычными. В них скромно жили селяне, много работали, вели подсобное хозяйство, но и отдыхать тоже умели. К праздникам – будь то Рождество, Пасха, или Петров день – готовились тщательно, приберегали к ним продукты: сало, мясо, творог и сметану. Ловили в Ангаре отменную рыбу: тайменя, ленка, осетра. Пекли в русской печи пышные, рассыпчатые сибирские шаньги. Несмотря на крепкие сибирские морозы, ходили друг к другу в гости, пели песни под гармонь, водили хороводы. Молодёжь всегда собиралась вечерами, летом на улице устраивали вечёрки. Мама рассказывала, что любили собираться под окнами их дома. Бабушка с дедушкой были добрейшими людьми и никогда не препятствовали этим, говоря современным языком, тусовкам. Вообще жили в деревне очень дружно», – делится краевед.
Зинаида Мирских рассказывает об ушедшей деревенской жизни с особенным воодушевлением, хотя сама родилась уже в посёлке Гидростроитель, куда переехала её семья после затопления родного Филиппово. Её отец Леонид Чупин – родом из ангарской деревни Антоново, чуть позже тоже попавшей в зону затопления (только теперь Усть-Илимской ГЭС), работал на строительстве Братской гидроэлектростанции бульдозеристом, а мать – в столовой, где обедали первостроители. В 1967 году семья переехала в Братск.
«Мы ещё очень долго ездили к родным в Гидростроитель и каждый раз проезжали по братской плотине, – вспоминает моя собеседница. – Тогда я ещё не понимала и не осознавала, что это грандиозное сооружение, соединяющее правый и левый берег Ангары, станет для меня линией, которая разделила историю моего рода на «до» и «после».
Вдохновение через утрату
Осознание пришло позже. Как призналась сама Зинаида, взгляд на мир значительно поменялся в 2005 году, когда она заболела и была прикована к постели.
«Видимо, эта история долгие годы копилась внутри меня и вдруг начала выливаться в стихотворения. В них я стараюсь сохранить и донести тепло воспоминаний об истории своих родных до сердец других людей, особенно молодёжи, – говорит она. – И сейчас мне хочется всё больше и больше узнавать об истории людей, когда-то живших на этой сибирской земле, где родилась я, мои дети, а теперь уже и внуки».
В желании знать больше о своём крае моя собеседница не одинока. В северной столице образовалось целое объединение краеведов «Старый Братск», интересующихся родной историей. Практически все они – потомки жителей затопленных мест. Часто собираются вместе и, по словам Зинаиды Мирских, продолжают писать летопись своей малой родины. Уже четыре года историки, архивисты, библиотекари, депутаты объединены одной целью – сохранить культурное и природное наследие Братского района. Они встречаются со старожилами, занимаются изучением своей родословной, участвуют в экспедициях, устанавливают памятные кресты в местах, где стояли русские деревни, и пишут книги о тех местах, которых больше нет. Например, Валентина Московских посвятила своё краеведческое исследование деревне Матёра, а Зоя Дворяткина – деревне Антоново. Село с необычным названием Карабаб, где жили ссыльные «кулаки», описала в своей книге Нина Вторушина.
Кстати
Первый поэтический сборник Зинаиды Мирских «Тепло истории моей» вышел в свет в 2015 году. Он посвящён жителям затопленных ангарских деревень и той боли, которую прочувствовал каждый из них, потеряв навсегда родные сердцу места. Отрывок одного из стихотворений – «Остров, которого нет» – мы решили опубликовать для наших читателей.
…Это всё мне, наверное, снится.
На пароме плыву по реке
И родные, мне милые лица
Различаю уже вдалеке.
На угоре стоят три берёзы,
И всё так же поют соловьи…
Что ж вы льёте от радости слёзы,
Дорогие родные мои?
Обниму вас. Когда-то при встрече
Обнимали вы так же своих.
Заводили негромкие речи,
Да не знали о днях роковых.
Обернулась ужасной бедою
Гибель той материнской земли,
И в душе не найти вам покоя,
Что дома и погосты сожгли.
Как же здесь я могла очутиться?
Это ж остров, которого нет.
Прилетела невидимой птицей.
Погостив, не услышу ответ.
Смотрите также:
- «Родственники» Владимира Путина живут в сибирской глубинке →
- Путешествие в Таловку - край деревянных юрт →
- Памятник реке Лене появился в Якутии →