В последнее воскресенье августа в России традиционно отмечают День Горняка. В преддверии праздника корреспондент irk.aif.ru поговорил с главным горняком золотодобывающей компании «Полюс Сухой Лог» Дмитрием Москвитиным о том, на каком этапе сегодня находится разработка этого крупнейшего в мире неосвоенного золотого месторождения.
Золото ждало своего часа более 50 лет
Месторождение Сухой Лог открыли в 1961 году, в 1977 году государственная комиссия утвердила его запасы. Оказалось, что это самое крупное разведанное месторождение в мире – более тысячи тонн золота!
«В 80-е годы Сухой Лог серьёзно готовился освоению: были протянуты электрические линии, построена грунтовая дорога, началось строительство моста через реку Витим, планировалось строительство новой Тельмамской ГЭС, были разведаны и поставлены на баланс месторождения строительных материалов (песок, гранит, известняк) – рассказывает Дмитрий Валерьевич. – Мои родители были гидрогеологами, искали источники воды для будущего производства, будущего города Вачинск, который хотели построить недалеко от месторождения. Но планам не удалось сбыться, в связи с развалом Советского Союза освоение месторождения отложили в долгий ящик».
В 90-е годы разработкой и освоением пытались заняться даже австралийцы, но дело так и не сдвинулось, лицензия была отозвана правительством РФ.
И только в 2017 году «Полюс» взял на себя обязательства на разработку «золотой кладовой». Была проделана колоссальная работа на всех этапах подготовки, и 6 января 2024 года был произведен первый взрыв горной массы – началась опытно-промышленная разработка месторождения.
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем шахтера и Днем горняка! Горняки – это люди особой закалки, способные на каждодневный подвиг! Ваша профессия остается одной из самых почетных. Это сознательный выбор тех, кто способен работать в самых сложных условиях, не обращая внимания на трудности, кто умеет видеть перспективу, осваивая современные технологии и внедряя передовой опыт.
Найти оптимальный подход
«Важно правильно определить количество взрывчатки, с помощью которой будем добираться до золотоносных пластов, определить нужный угол бортов карьера, чтобы они не осыпались, – объясняет профессиональный горняк. – Самая важная задача – определиться с оптимальными параметрами отработки карьера».
В карьере работает команда профессионалов в количестве более 100 человек. Сейчас в их распоряжении 7 экскаваторов, погрузчики и более 30 крупнотоннажных автомобилей.
Перед Дмитрием Москвитиным и его подчинёнными стоит сложная задача - разработка и реализация планов буровзрывных и горных работ. Соблюдения направлений развития горных работ.
Кстати, вся техника приехала на место будущего карьера своим ходом из расположенного в 20 километрах Вернинского карьера.
«Это была уникальная операция. Карьерный экскаватор, работающий от электричества, – огромная машина, размером с дом в несколько этажей. Обычно ее привозят в разобранном виде и собирают уже на месте. Но так было бы и дольше, и дороже. Поэтому нужно было перегнать экскаваторы в полном сборе. Решили попробовать нестандартный подход с использованием перегонной электростанции, а также временных точек подключения и перемещением кабельных линий. У нас получилось», – рассказывает Москвитин.
Реклама.