5 февраля в деревне Тимирязева Качугского района на пожаре погибли двое детей – старшему было 4 года, младшему 1 год. Маму малышей с ещё одним ребёнком доставили в больницу с ожогами.
Выехавшие на место ЧП криминалисты сразу установили, что пламя вспыхнуло вовсе не из-за короткого замыкания или неосторожного обращения с огнём - дело в поджоге. По версии следствия, пожар устроил 28-летний мужчина – отец семейства. Он в состоянии алкогольного опьянения из ревности облил горючей жидкостью троих детей и сожительницу, после чего поджёг здание. Подозреваемого в жестоком убийстве уже задержали и заключили под стражу на два месяца, пока идёт следствие.
Дебошира просмотрели?
Все подробности и обстоятельства трагедии пока устанавливаются - следователи допрашивают свидетелей и соседей семьи. Дело взяли на контроль прокуратура Приангарья и Следственный комитет России.
Но уже известно, что за последние три года на мужчину жаловались в полицию и его сожительница, и соседи. От них было 4 заявления на семейного дебошира. По каждому случаю проводили проверки местные участковые, однако ни разу мужчину так и не задержали.
Сейчас в управлении МВД по Иркутской области создана комиссия, которая проанализирует работу коллег и даст оценку, насколько профессионально они реагировали на поступавшие сообщения.
Страшную трагедию прокомментировала уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Татьяна Афанасьева. По её словам, семья не вызывала опасений.
«По нашим данным, это самая обычная семья без нареканий, - говорит Татьяна Витальевна. - Жили в своём доме, вели подсобное хозяйство, погибшие дети ходили в сад. Все меры соцподдержки были оформлены. Со стороны семья выглядела счастливо и не вызывала подозрений».
Теперь маму и выжившего малыша обещают не бросить в беде.
«Слава богу, один ребёнок выжил, и уже даже стоит вопрос о выписке. Мама была с мужчиной в сожительстве, поэтому органы опеки сейчас ищут, кому из родственников можно временно передать ребёнка, пока мама не восстановится. Женщина в тяжёлом состоянии – её перевезли в Иркутск в областную больницу. Но после того, как она поправится, мы окажем ей и ребёнку всю необходимую поддержку – выделим психолога, поможем с восстановлением дома».
Сначала беги, потом – пиши заявление
Руководитель кризисного центра для женщин «Мария» Наталья Кузнецова, многие годы работающая с женщинами, пострадавшими от домашнего насилия, считает эту трагедию ещё одним доказательством того, что существующее законодательство в этой сфере несовершенно.
«Те же органы опеки порой просто не могут помочь женщине и детям в такой ситуации. Специалисты, может, и хотели бы помочь, но это превышение полномочий. Без решений суда, без уже случившегося происшествия, они, к сожалению, просто не «ввязываются» в чужие семейные проблемы», - говорит Наталья Кузнецова.
Что же делать женщине, когда её семейная жизнь превращается в ад?
«Однозначно нужно уходить, я бы даже сказала, убегать от мужа-тирана, - советует специалист. - Понятно, что сделать такой решительный шаг сложно - женщина, как правило, оказывается в зависимом положении, когда ей некуда идти и неоткуда ждать помощи. В этом случае можно обратиться в кризисный центр, где точно помогут. У нас в центре, например, были случаи, когда мы выкрадывали женщин из семей, давали им жильё, помогали адаптироваться и начать новую жизнь».
Уже после ухода нужно привлекать внимание к ситуации - вызывать полицию и писать заявление. Главное, не отступиться, не испугаться и не забрать заявление – с женщиной обязательно должен работать психолог. Плюс ко всему, всем девушкам надо запомнить, что их мужчина не изменится. Если он уже начал применять насилие, то он и дальше будет так поступать. При этом себя он всегда будет оправдывать тем, что жена ему дала повод и довела.