Сворачиваем лавочку! Почему в Иркутске убирают мелкие павильоны и киоски?

У людей сохранилась годами сложившаяся привычка покупать прессу там, где им удобно. © / Фёдор Парамонов / АиФ

В областном центре началась «зачистка» улиц от незаконно установленных ларьков и торговых павильонов. Городские власти перенимают опыт у прогрессивной Москвы, где подобная кампания проходила с большим размахом. В столице Приангарья масштабы поскромнее, но чиновники настроены серьёзно.

   
   

Их главный аргумент: металлические павильоны, расположенные посреди тротуаров, портят облик города. У представителей малого бизнеса свои мысли и доводы на этот счёт. «Сворачивать лавочку» они не намерены. Чтобы работать на улицах Иркутска, они готовы «переформатировать» устаревшие киоски и привести их в приличный вид. Главное – дайте время и гарантии, что завтра нас снова не придут сносить, говорят предприниматели. На прошлой неделе они организовали митинг в защиту ларьков, выйдя на площадь у стадиона «Труд» с плакатами «Не губите малый бизнес, это наши рабочие места и наш хлеб».

Без договора никуда

Представители малого бизнеса возмущены прежде всего тем, что их торговые точки одним росчерком пера признают самовольно установленными и выдают уведомление о сносе, хотя большинство ларьков из «чёрного списка» входят в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждённую в 2011 году.

«Схема определяет только потенциальную возможность размещения объекта в каком-либо месте. Чтобы законно работать, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заключить с администрацией договор аренды. Если такового нет, то объект автоматически становится самовольным строением и подлежит демонтажу», – поясняет начальник департамента потребительского рынка мэрии Анна Дудкевич.

В ответ владельцы киосков жалуются, что не против заключения таких договоров, однако при всём желании продлить аренду сегодня – настоящая удача. «Зелёный свет» дают по непонятным никому правилам: с кем-то подписывают договор, с кем-то – нет, кому-то выдают уведомление о сносе, кому-то – нет. Немало случаев, когда один ларёк велят демонтировать, а два рядом стоящих разрешают оставить. Больше всего в этой ситуации страдают киоски, торгующие прессой.

«Ситуация очень серьёзная. Нам уже вручили 40 уведомлений о сносе своих торговых точек во всех районах города, – рассказала директор одной из крупных компаний по распространению печатной продукции Лариса Владимирова. – Мы неоднократно обращались в администрацию с просьбой заключить с нами договора, однако там предлагают участвовать в аукционах и, если повезёт в них выиграть, продолжать свой бизнес. Но ведь нет никакой гарантии, что после торгов мы вернёмся на свои места. Скорее всего, победят, например, компании общепита, для которых уличная торговля – лакомый кусок».

Хоронить газеты рано

Тогда киоски с газетами и журналами просто умрут. Возможно, кто-то скажет: невелика потеря, всё равно печатную прессу вытесняет Интернет, у каждого сегодня есть смартфон, планшет, ноутбук. Интернет, конечно, важен, но он полностью не заменит печать никогда и нигде. Всё-таки не все владеют гаджетами, особенно люди старшего поколения. Да и выручка самих СМИ от сайтов несоизмеримо ниже доходов от печатных изданий. Ситуация с распространением прессы сказывается и на её тиражах. Они падают. И дело здесь не столько в Интернете, сколько в том, что пресса малодоступна для населения.

   
   

Чтобы выжить, иркутским предпринимателям, торгующим периодикой, предлагают переходить в другие сегменты рынка – супермаркеты, магазины, кафе.

«Газета или журнал – это не товар повседневного спроса, у людей сохранилась годами сложившаяся привычка покупать прессу там, где им удобно. Практика показывает, что даже если перенести киоск на 30 метров или на противоположную сторону улицы, то продажи тут же падают. И не факт, что покупатель перейдёт к другому продавцу, мы просто его потерям, – говорит Лариса Владимирова. – В супермаркете никто не будет покупать газеты. Это мы уже проходили. Там нет выкладки, контроля, свежий номер может запросто пролежать в подсобке два дня».

Представители этого сегмента рынка уверены, что издание и распространение печатных СМИ надо поддерживать на государственном уровне и давать киоскам с газетами и журналами приоритетное право на размещение в городе. Пока же они вынуждены работать на общих основаниях с павильонами по продаже пива, цветов и кофе на вынос. Имея уверенность в завтрашнем дне, предприниматели готовы вкладываться в развитие – менять внешний вид своих ларьков, благоустраивать прилегающую территорию.

Кстати
Это не первая «зачистка» Иркутска от киосков. В 2012 году власти города точно так же «воевали» с владельцами ларьков на железнодорожном вокзале. Предприниматели стояли до последнего, добровольно не сносили павильоны, судились с мэрией, но в итоге сдались. Сейчас напротив здания вокзала стоит лишь два киоска – мороженого и прессы.

Смотрите также: