При этом площадями вокруг сибирского «колодца» планеты природный кризис не ограничивается: в России множество «зелёных точек», которые уже пора бы отмечать на карте тревожным красным. Однако природе всё ещё можно помочь восстановить силы. И для этого даже не нужно изобретать велосипед: она может справиться с проблемами сама, главное создать для этого условия. И в этом на помощь приходит наука и современные технологии.
Полезная опасность
Сера - очень хороший природный материал, который приносит пользу как земле и человеку, так и промышленности. Однако всё хорошо в меру, поэтому даже суперполезный материал в избыточных количествах становится опасным.
Серу добывают, даже когда она не нужна - вещество само вырабатывается как сопутствующий материал при добыче газа, нефти, никеля и свинца. Стоит ли говорить о том, что наша страна, богатая добывающими производствами, обеспечила себя этим ресурсом на столетия вперёд? Сегодня в отвалах и залежах России находится порядка 5 миллионов тонн данного природного материала. И это небезопасно как для природы, так и для людей.
- Находящаяся в отвалах, сера вступает в химические соединения, и получается гремучая смесь, способная к самовозгоранию. При горении выделяется серный андигрид и другие ядовитые вещества, которые наносят ущерб природе. Горящая сера выжигает всё на своём пути - объясняет Дмитрий ДИДЕНОВ, генеральный директор Сибирского дорожного центра. - Поэтому предприятия, которые не имеют возможности утилизировать серу и отправляют её в отвалы, выплачивают большие экологические штрафы.
Когда объёмы добычи природных ресурсов, а значит - и серы, стали увеличиваться, правительство страны задалось вопросом, что с ней делать, и переадресовало эту задачу науке, которая с ней успешно справились. Серу переработали в абсолютно безвредный материал, его можно использовать… в дорожном строительстве.
Здесь учёные придумали решение сразу двух задач: во-первых, они наши применение избыткам серы, во-вторых - изобрели суперпрочные, почти вечные, асфальт и бетон, которые не боятся воды и холодов. При этом их стоимость при добавлении серы не увеличивается, а даже, наоборот, - снижается: модифицированной серой в составе асфальта заменяют 25% битума, которого всегда не хватает при строительстве из-за его высокой цены.
«Так не бывает»
Такой сероасфальт уже много раз тестировали, и все эксперименты показали, что прочность и качество усовершенствованного покрытия превышают характеристики обычного в разы. Сначала новинку испытывали в западной части России, но в прошлом году добрались и до Приангарья - километр прочного асфальта с модифицированной серой в составе постелили на трассе «Вилюй» поблизости от села Покосное в Братском районе.
- Несмотря на то что работы проводили в октябре, новый асфальт успешно простоял год. Там с проверкой побывали множество специалистов, и все делают квадратные от удивления глаза и говорят: «Так не бывает». На новом асфальте обязательно образуются трещинки, мелкие дефекты, здесь же он до сих пор совершенно целый, - говорит Дмитрий Юрьевич. - Единственное - некоторые учуяли в этом месте запах серы и беспокоятся, не опасно ли это. Любые асфальтены сами по себе выделяют весьма неприятный запах, и примесь серы не делает материал более вредным. Это доказано разными исследованиями, у нас есть экологический сертификат, подтверждённый самыми высокими инстанциями.
Сегодня производством прочных материалов с добавлением модифицированной серы занимаются в Астраханской области, где стоит самое крупное в России газоперерабатывающее предприятие. Там для модификации излишков сопутствующего материала построили завод и создали целую компанию «Сульфотекс», официальное представительство которой - Сибирский дорожный центр есть в Иркутске.
- АНХК - едва ли не единственный в России комбинат, где добываемая сера востребована: из неё делают серную кислоту, которую продают по всей России и миру. Однако в планах предприятия - установить новые очистные со-оружения, а значит - объём серы увеличится в разы - до 800 тысяч тонн в год, поэтому мы бы хотели и у нас, в Иркутске, поставить завод по модификации излишков этого материала, - подчёркивает Дмитрий Диденов. - Тогда мы весь Восток сможем обеспечить очень качественным строительным материалом: асфальтом, бетоном, из которого можно делать бордюры, столбики, тротуарную плитку. Они будут служить очень долго, благодаря тому, что сера не вступает ни в какие химические реакции ни с солями, ни с щелочами, ни с кислотами, ни с водой.
Зимние очистные
Между тем серобетон отлично подходит для строительства больших очистных сооружений, насосных станций и канализационных труб, что очень актуально для решения экологических проблем прибайкальских территорий. Чтобы создать подходящие очистные, которые бы не страдали от наших суровых зим, специалистам приходится изобретать всё более новые технологии. С этой работой справляется ЗАО «Росэкология», которое разрабатывает технологии, во много раз превышающие по качеству зарубежные аналоги.
Александр Казаков |
- В Сибири мы должны использовать зимний вариант очистных, - говорит директор иркутского филиала ЗАО Рос «Экология» - изобретатель-машиностроитель Александр КАЗАКОВ. - Многие сооружения, которые устанавливают здесь, не работают, потому что заказчики берут европейские варианты из полипропилена, годные только для средней полосы, где почва не промерзает. На Ольхоне когда-то ставили такие очистные, так они замёрзли.
Год назад специалисты иркутского отделения предприятия установили в школе и детском саду посёлка Хужир небольшие очистные из другого материала - полиэтилена, который может сохраняться в почве больше ста лет, не боится ни воды, ни агрессивной среды. Такие устройства закапывают на 5 метров в глубину, потому что земля промерзает только до трёх метров, и аппарат не надо дополнительно отапливать. Более того, он будет работать, даже если отключится насос, благодаря самотечной трубе, смонтированной под уклон.
- У нас в регионе больше никто такую технологию не применяет, говорят: «Не предусмотрено», - рассказывает Александр Казаков. - А в Хужире мне пошли навстречу, и мы внедрили эту разработку, которую я придумал сам.
Бактериальный фильтр
Ещё одни очистные сооружения, усовершенствованные изобретателем Казаковым, работают сегодня в Ниловой Пустыни. Помимо стандартных двух ступеней очистки стоков, специалисты придумали третью… бактериальную, вместо химической. Основой разработки послужила диссертация к.т.н. из Москвы Елены Казаковой.
- За рубежом много сооружений, которые чистят стоки мембранами - там специальная решётка, через которую молекулы воды проходят, а загрязнений - нет, - поясняет Александр Геннадьевич. - Но есть проблема: через месяц такие мембраны зарастают органикой, и иностранцы просто отправляют их на переработку. Нам же пришлось бы каждый раз чистить такие мембраны щавельной кислотой. А куда после «стирки» кислоту девать с того же Ольхона? В землю? Или в Иркутск везти? Получается - одно лечим, другое калечим.
Решение проблемы подсказала сама природа - в такой органической среде сами по себе заводятся бактерии, которые «съедают» загрязнения. И задача учёных - создать такие условия, чтобы этих микроорганизмов стало больше.
- Бактерии выбирают из воды молекулы фосфатов и нитратов, превращаются в органику и оседают на дно. Теперь их можно откачать, отправить на обезвоживатель осадка, - поясняет Александр Казаков. - Получившаяся сухая смесь - это хорошее удобрение. Получается безотходное производство - и вода чистая, и картошка растёт. Такие же «бактериальные» очистные мы сейчас делаем в Свирске.
Что интересно, анализы воды, взятые в Ниловой Пустыни из питьевой скважины и очищенных стоков удивили многих экспертов - пропущенная через бактерии вода оказалась более чистой.
- Технические вопросы решают множество экологических, - резюмирует Александр Казаков. - Это едва ли не единственный бизнес, где интересы предпринимателя совпадают с интересами природы. Притом всё, что мы используем, уже изобретено природой, и чтобы это работало, нужно просто создать условия.
Смотрите также:
- Водоросли идут! Водолаз-исследователь об опасных изменениях на дне Байкала →
- Известный биолог Дэвард Стом почти сорок лет работает на Байкале →
- Жителей волнует чистота воды Байкала →