Тройная защита от мошенников. Как банки противостоят IT-аферистам

Кибермошенничество и кража данных вошли в топ глобальных угроз современности. Мишенями аферистов становятся банки, госучреждения, граждане. И некоторым из них удаётся успешно противостоять IT-преступникам.

   
   

Так, два года назад Сбер полностью реорганизовал работу всех своих подразделений, чтобы исключить возможность продажи сотрудниками данных клиентов неким третьим сторонам. И сейчас банк полностью защищён от внутренних угроз, а внешние не проходят даже первую из тройной линии защиты.

- В имеющуюся в банке Антифрод-платформу стекается информация обо всех операциях, далее искусственный интеллект на основании математических моделей за 0,1 секунды анализирует операцию на аномальность с учётом более тысячи параметров, - рассказал заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров. - Если аномальность платежа или другой транзакции подтверждается системой, то операция приостанавливается до выяснения обстоятельств.

По мнению Дмитрия Жорова, сейчас самым уязвимым звеном в треугольнике «банк - мошенник - гражданин», к сожалению, является именно гражданин.

- Недостаточная финансовая грамотность населения остаётся главной проблемой, - считает он. - Однако желающие это исправить всегда могут получить и помощь, и реальные инструменты, которые специально разработаны и внедрены нашим банком.

Например, в Сбербанк Онлайн есть раздел, посвящённый вопросам безопасности. Здесь можно сообщать номера телефонов, с которых вам звонили мошенники, или их электронные адреса. Информация после проверки передаётся операторам связи. И в случае, если этот номер опять сработает, гражданин получит предупреждение о том, что ему звонит аферист. С начала года этим сервисом уже воспользовались более 13 млн пользователей. Собрана база более 600 тыс. мошеннических телефонных номеров и 16 тыс. адресов сайтов.

А на канале «Осторожно, мошенники!» Сбер регулярно пишет о новых способах киберпреступлений и даёт рекомендации как им противостоять. Можно установить и классические услуги банка - суточные лимиты на передвижение средств на счетах и картах, ограничение доступа, что позволяет скрыть от посторонних глаз, а при необходимости восстановить информацию об имеющихся средствах, можно ограничить оплату услуг или товаров по интернету. По словам Жорова, с начала года эффект от этих сервисов составил более 400 млн спасённых рублей клиентов.

   
   

Кстати, он напомнил, что по специальной договорённости банка со всеми операторами связи, номер «900», с которого звонят своим клиентам сотрудники Сбера, подделать невозможно.

- Мошенник сегодня - это молодой человек, хорошо владеющий IP-технологиями, программированием и часто - психологией, - отметил Дмитрий Жоров. - Таких аферистов отловить сложно. Проблема и в том, что действия тех, кто им противостоит, разрозненны. Но мы начинаем на федеральном уровне работу и с МВД, и с операторами связи. В итоге только за последний год была прекращена деятельность восьми полноценных мошеннических колцентров, ликвидировано около 60 ОПГ, задержано более 200 их участников и возбуждено более 260 уголовных дел, связанных с телефонным мошенничеством.

Как пояснил и.о. управляющего Отделением по Иркутской области Сибирского ГУ Центрального банка Российской Федерации Константин Ермолаев, в специальный центр по противодействию кибератакам стекается вся информация от банков, МВД, операторов связи, и на основании этих данных вырабатываются рекомендации банкам, которые позволяют уменьшить число таких атак. В 2020 году благодаря совместным усилиям всех ведомств было заблокировано 86 тысяч телефонных номеров, что в два раза больше, чем в 2019 году, а также порядка 8 тысяч фишинговых сайтов.