Рынок недвижимости, который встал на колени в связи с кризисом и начал передвигаться ползком, пока не видит света в конце тоннеля.
Ситуация с жильём ещё более или менее стабильна и предсказуема. Квартиры продаются и покупаются, пускай не так бойко, как в лучшее время. Но, по крайней мере, эксперты, прослеживая путь этого рынка, не предвидят на нём опасных поворотов, хотя кое-какие препятствия ещё будут встречаться. А вот перспективы владельцев офисов, торговых и других коммерческих площадей мрачнее самой тёмной тучи. Если в следующем году в Приангарье станут взимать налог на недвижимость от кадастровой стоимости по ставке 2%, это поставит крест на малом и среднем бизнесе.
Деньги - мусор
Если законодатель не возьмёт паузу, то на Новый год мы получим два «подарка», которые сделают ещё дороже нашу жизнь, и без того дорожающую каждый год. Это законы о новой системе обращения с мусором и о налоге на недвижимость, который будет рассчитываться от кадастровой стоимости. Оба законопроекта получили большой резонанс, общественность просит с ними повременить и видоизменить, чтобы их последствия не сильно ударили по карману населения, но пока сделать это не обещают.
«АиФ» уже писал о реакции, которая последовала на новый закон о мусоре. Он должен вступить в силу 1 января 2017 года, но иркутские общественники просят его отложить, поскольку наш регион к нему совершенно не готов. Схема размещения отходов не принята, регионального оператора, который займётся вывозом и утилизацией, ещё не выбрали, да и тарифы тоже не утвердили. Непонятно, кто и куда будет вывозить мусор и сколько это будет стоить жителям. Если закон вскоре вступит в силу, Приангарье, и так заваленное отходами, рискует вообще в них утонуть. Но может быть ещё оно неприятное последствие.
Своё мнение Сергей Астафьев аргументирует просто: в новом законе написано, что сбор мусора должен стать раздельным, то есть необходимы разные контейнеры, причём они должны быть с крышками, также нужно организовать огороженные контейнерные площадки. Все эти расходы лягут, разумеется, на собственников жилья - и в виде повышения платы за коммунальные услуги, и, скорее всего, в виде подорожания недвижимости на первичном рынке, потому что в цену квадратного метра войдут ещё и расходы на строительство контейнерных площадок.
Налоговый шок
Впрочем, в следующем году резко подорожать может вообще всё, если власти введут налог на недвижимость от кадастровой стоимости по ставке 2%. Его будут платить владельцы площадей более 1 тыс. кв. м. Рынок коммерческой недвижимости сейчас и без того не в самой лучшей форме. Как говорит аналитик Татьяна Галущенко, строить офисные здания не для кого: новые предприниматели, которые бы могли арендовать помещения, не появляются. Да и в существующих площади пустеют. Сверхприбылей в этом бизнесе нет, а в новом году владение квадратными метрами повально поставит предпринимателей на грань разорения.
Те, кто всё же не станет избавляться от имущества, а это, видимо, будут по большей части торговые сети, свои расходы на налоги вложат в цены на товары.
Абсурд, но вот владельцы крупных торговых центров, наоборот, выиграют во всём. Дело в том, что новые ТРЦ сейчас платят 2,2% по остаточной стоимости, а по кадастровой будет 2%, при этом и та, и другая у них почти одинаковы.
- Областной минфин на разных площадках, в том числе в Заксобрании, говорил, что один из центров будет платить на 12 млн меньше! - рассказывает Алексей Москаленко. - Значит, они меньше, а «малыши» - больше? Самое главное, что «выхлоп» с этого налога при таком раскладе получается смешной: поступления в бюджет увеличатся всего на 60 млн рублей.
Эксперты и бизнес единодушны: новая форма налога очень больно ударит по репутации всей Иркутской области. Мы и сейчас в рейтингах инвестиционной привлекательности стоим ближе к концу, а вскоре, вероятно, вообще и речи не будет о том, что здесь можно заниматься бизнесом. По мнению Алексея Москаленко, правильнее было бы повышать налог постепенно - начинать, например, с 0,5% и постепенно за несколько лет довести до 2%.Так поступили другие регионы, где, кстати, инвестиционный климат и раньше был «теплее», чем у нас, и таким же остаётся, потому что к предпринимателям отнеслись лояльно.
Смотрите также:
- Куда уходит бизнес? Малых предпринимателей «давят» кризис и высокие налоги →
- В бизнес - без страха. Как одни бизнесмены помогают другим открыть дело →
- Падки на скидки →