Умные, но шумные. В Иркутске открылся класс для детей-аутистов

Иногда, чтобы вернуть внимание этим детям, нужно надеть наушники. Иногда – попрыгать на батуте или потрогать песок. Всему, что обычные ребятишки познают сами, их необходимо учить. Всё это о детях с расстройством аутистического спектра. 90% из них обучаются дома, около 7% – в школах коррекции и лишь единицы попадают в общеобразовательные учреждения. С 1 сентября в иркутской школе № 17 открылся специальный класс для таких ребят. Как проходит процесс обучения, узнал корреспондент irk.aif.ru.

   
   

Уроки – те же

В 1-м «Г» обучаются всего семь первоклашек. Занятия такие же, как у всех: русский язык, математика, окружающий мир. О том, что ученики особенные, можно понять по тому, сколько преподавателей с ними занимается. Помимо учителя, в кабинете находятся ещё три тьютора (воспитателя – Прим. ред.).

«У детей-аутистов часто бывают проблемы с поведением, к ним нужен индивидуальный подход, – говорит куратор адаптационного центра для детей с аутизмом Светлана Казанцева. – Мы – тьюторы – не только помогаем детям осваивать образовательную программу, но и занимаемся корректировкой их поведения. В своей работе не используем наказания, зато в изобилии – похвалу и поощрение. И надо сказать, что в первую очередь мы работаем с родителями. Они должны быть нашими союзниками и придерживаться выбранной в школе стратегии поведения, чтобы ребёнок не путался. Работать с этими детками интересно – несмотря на поведение, они очень умные».

Образовательную программу для ребят разрабатывает их учитель Дарья Журавкова. За основу берёт федеральные стандарты и учитывает возможности каждого ребёнка. Чтобы работать с особенными ребятишками, Дарья Евгеньевна окончила олигофренопедагогический факультет пединститута ИГУ. Сразу после учёбы пришла на работу в новый класс.

«Некоторые детки у нас вообще не говорят, кто-то произносит лишь отдельные слова, повторяя за мной, – рассказывает учитель. – Но даже за первый месяц учёбы уже есть прогресс. Например, девочка, которая совсем не говорила, сейчас начала произносить звуки и отдельные слова. Думаю, к концу года ребятишки заговорят предложениями».

У ребят в 1-м «Г» уроки проходят по-особенному: через каждые 15 минут – перемена.

   
   

«Чтобы отвлечь детей на перемене, мы используем книжки с картинками, интерактивные игрушки, собираем пазлы, запускаем мыльные пузыри, – перечисляет Дарья Евгеньевна. – В классе есть батут, чтобы дети могли переключить внимание. Когда они слишком отвлекаются – происходит сенсорная перегрузка – мы можем использовать наушники, которые заглушают лишние звуки, оставляя только мою речь. Есть ещё песочница для психологической разгрузки. Детки в ней рисуют, закапывают игрушки, просто трогают песок. Это, кстати, самое любимое их занятие».

Со всех концов города

В Иркутске всего две школы, где есть такие классы для особенных детей. В каждый по образовательным стандартам можно набрать не более 8 человек.

«Наш класс появился по распоряжению мэра Руслана Болотова. Нам поставили задачу: создать условия для ребят, – рассказывает директор школы № 17 Ирина Курсакова. – Мы выбрали помещение, разработали программу, ввели новые ставки. Нам нужны были тьюторы: логопед, дефектолог и психолог».

Психологи утверждают, что именно школьное образование важно для таких детей, – им необходимо социализироваться и становиться самостоятельными.

В новый ресурсный класс попали лишь те ребята, чьи родители успели записаться. И ездят на учёбу в 17-ю школу со всех концов города, даже из Иркутского района. Так, мама первоклассника Димы Дарья Багаева возит сына на учёбу из посёлка Хомутово.

«Мы сразу решили, что будем возить его в любую школу, как бы далеко она ни находилась, – говорит Дарья. – Таким деткам очень важно заниматься в школе, общаться со сверстниками. Это их социализация. Могу точно сказать, что за месяц у Димы большой прогресс. У него горят глаза, он хочет идти на занятия, стал более сосредоточенным и терпеливым. Дима почти не говорил, осознанного диалога не было, но за месяц и здесь у него появился прогресс. Стал больше словарный запас».

КСТАТИ

В будущем, как считает руководство школы, некоторые дети из особенного класса смогут перейти в общеобразовательные. Другие же ребятишки будут обучаться отдельно все 11 лет.