В погоне за техническим прогрессом: ссузы не успевают за промышленностью

Если умеешь что-то делать руками, значит, не пропадёшь, прокормишь и себя, и семью. © / Павел Казаков / АиФ

Показывать в этом состязании своё  профмастерство будут больше 200 участников. Большинство из них – студенты ссузов и колледжей. А ведь всего четыре года назад таких желающих было только 70 человек!

   
   

О том, как меняется имидж рабочих профессий в регионе, достойно ли выглядят наши ребята на фоне своих «коллег» по стране и готовы ли предприятия к сотрудничеству с ссузами, выяснял «АиФ в ВС».

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении: отношение к среднему специальному образованию меняется на глазах. Ещё недавно выпускники школ поголовно стремились в вузы, сегодня этот поток не такой плотный. Молодёжь стала рассуждать по-другому: «С рабочей профессией я, во-первых, могу больше заработать на предприятии, а во-вторых, имею возможность открыть собственное дело. Ели умеешь что-то делать руками, значит, не пропадёшь, прокормишь и себя, и семью». 

«В Приангарье ежегодно растёт число школьников, желающих учиться в колледжах и техникумах», - подтверждает первый заместитель министра образования Иркутской области Евгений Торунов. - Рост пока небольшой – 1-2%, но тенденция уже устойчивая. В среднем 35-37% ребят после школы идут в ссузы, причём большинство из них – после 9 класса.

Автомехаников  - больше всех

Сейчас в регионе действует 83 образовательных организации среднего профессионального образования, из них 58 находятся в ведении областного минобра. В техникумах и колледжах обучается почти 41 тысяча студентов. Наибольшее количество специалистов готовят для автомобильной отрасли - почти 1,5 тысячи человек. На втором месте - сфера обслуживания – примерно 1,3 тыс. студентов. Хотя ещё пару лет назад обслуживающие отрасли уверенно лидировали. В топ самых популярных направлений также входят образование, медицина, сельское хозяйство, информатика, энергетика.

«Впервые за многие годы в Иркутске практически нет дефицита младшего медицинского персонала, - говорит начальник департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации Иркутска Наталия Тарабан. - И это не счастливая случайность, а результат многолетнего труда по привлечению кадров в наши поликлиники, женские консультации, травмпункты и аптеки. С 2016 года мы ввели ряд мер для поддержки молодых специалистов, которые отработали меньше трёх лет. Таким сотрудникам выплачивают так называемые «подъёмные»: для врачей поликлиник, женских консультаций, травматологических пунктов, врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи - это 100 тысяч рублей, для среднего звена – 50 тысяч рублей. За три года из городского бюджета на такие единовременные выплаты направлено 36,5 млн рублей. В результате 461 молодой специалист закрепился в городских медицинских организациях. Кроме того, предусмотрена частичная компенсация платы за аренду жилья - до 5 тысяч рублей в месяц».

Понятно, что медперсонал - это бюджетники, и поддерживать их - прямая обязанность власти. Но как быть со специалистами из других сфер, где по-прежнему ощущается кадровый голод? Сегодня на дефицит рабочих жалуется даже железная дорога, у которой налажены многолетние партнёрские отношения с несколькими профильными ссузами.

   
   

«У нас 68 рабочих профессий, из низ 9 - ведущие. Именно по ним мы испытываем нехватку квалифицированных специалистов, - отмечает заместитель начальника дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам ВСЖД Александр Тугарин. - Ежегодно мы ездим по школам, проводим профориентацию среди учеников, и, нужно сказать, это даёт результат - ребята целенаправленно идут в железнодорожные колледжи, техникумы и вузы. Но после окончания учёбы не все спешат стать монтёрами пути или слесарями, хотя средняя зарплата у них 50-60 тысяч рублей. Кроме того, в компании действует коллективный договор, по которому предоставляются дополнительные социальные гарантии. Труд на ВСЖД, конечно, очень тяжёлый: здесь большая ответственность не только за себя, но и за жизни других людей. Зато очень высокая ротация кадров - тот же монтёр пути быстро может подняться до бригадира, а затем до мастера».

Движение не в унисон

Кто же должен инициировать подготовку нужных городу, области и стране специалистов?

«Все заинтересованные лица - учебные заведения, родители и работодатель, - отвечает Евгений Торунов. – Это должно быть движение навстречу друг другу.  Для того чтобы министерство определило, какое образовательное учреждение будет готовить специалистов под заказ конкретного предприятия, необходимо знать точные цифры приёма. Директор ссуза должен понимать, что, набрав группу в 25 человек, он сможет в будущем обеспечить её работой. Если это точечная потребность, то нет смысла открывать целое направление».

Ещё одна сложность  - лицензирование образовательной программы. Во-первых, это очень длительный процесс (занимает 3-5 лет), во-вторых, очень затратный. Без финансовой помощи партнёров ни один техникум не сможет обеспечить материально-техническую базу, соответствующую современным образовательным стандартам. Крупные предприятия готовы к таким вложениям, но у них есть опасения, что за 3-5 лет, пока лицензируется программа, у них уже изменится потребность в заказанных изначально специалистах. 

«Современное производство очень динамично развивается, к сожалению, учебные учреждения не успевают за промышленностью, мы идём не в унисон, - отмечает заместитель генерального директора по персоналу и социальным программам АО «ВЧНГ» Анна Пасынкова.- Пока создаётся материально-техническая база, согласовывается учебный план, отрасль может кардинально измениться. Например, представим: три года назад была потребность в 100 узкоспециализированных рабочих, а сейчас нужно уже только 5 таких, и плюсом возникает потребность в специалистах с другими профессиональными навыками, потому что мы внедрили новую технологию, упростили процесс».

Как преодолеть разрыв?

Но это не значит, что теперь не нужно готовить кадры для новых производств, считают эксперты, необходимо менять систему и подстраивать её под современные запросы. 

«Согласна, что разрыв между ссузами и производствами колоссальный, - говорит директор Иркутского техникума транспорта и строительства Татьяна Ломакина. - Если раньше технологическая революция длилась два поколения, то сейчас в течение жизни одного поколения проходит две технологические революции. Поэтому учебные учреждения со своими стандартами и рамками просто не успевают перестроиться при подготовке специалистов под актуальные потребности. Отрадно, что эту проблему наконец начали поднимать на федеральном уровне.  Сейчас говорится о том, что рамки, в которые поставлены образовательные учреждения, нужно расширять, нельзя дальше работать в такой жёсткой регламентации. Если есть запрос  от работодателя, мы должны иметь возможность быстро среагировать на него».

Кстати

Одна из мер популяризации рабочих профессий в регионе - чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В этом году он проходит в Приангарье в четвёртый раз. Как рассказала директор института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Иркутской области Инна Гетманская, чемпионат-2019 - рекордный по количеству компетенций, участников и экспертов. Своё профмастерство продемонстрируют 228 человек по 32 компетенциям, оценивать их будут 250 экспертов. Впервые в этом году принять участие в соревнованиях смогут наставники в возрасте старше 50 лет. Они выступят в категории «Навыки мудрых» по двум компетенциям – «поварское дело» и «парикмахерское искусство». На чемпионат заявились 10 таких участников. Немало желающих и в категории «Юниоры» (от 10 до 16 лет) – свои силы на конкурсе решили попробовать 49 школьников.

Победители регионального этапа отправятся на федеральный чемпионат в Казань, где затем пройдёт и мировое первенство WorldSkills. Кстати, представители Иркутской области два предыдущих года пробивались в финал национального чемпионата и даже привозили оттуда призовые места. Так, в 2018 году у нас было сразу два серебра – у Анны Зелениной по компетенции «дошкольное воспитание» и у юниоров Фёдора Приходько и Татьяны Степановой по компетенции «предпринимательство».