Весна с сюрпризом. Грозят ли Иркутской области паводки и пожары?

Долгожданная весна может принести с собой огонь и потоп. © / pixabay.com

«Ну, где же весна?», «Почему так холодно?», «Март опять взялся притворяться ноя-брём?» - такие вопросы сыпались в соцсети жителей области первую неделю марта. А она и правда выдалась очень холодной. На севере региона столбик термометра в некоторые ночи опускался ниже 35 градусов мороза, на юге - стабильно пересекал отметку в -20.

   
   

Огонь среди морозов 

Жители Приангарья, помня прекрасную весну прошлого года, когда в первые дни марта воздух прогревался до +5 градусов, решили, что стали свидетелями погодной аномалии. Однако начальник отдела агрометеорологических прогнозов Иркутского Гидрометцентра Владимир Гонтарь пояснил на пресс-конференции в «АиФ в ВС», что никакой аномалии нет: март в Сибири считают полностью зимним месяцем.

«Из последних 30 лет наблюдений в 13 годах март был холодным, температура воздуха в Иркутске опускалась ниже -25 градусов в первой декаде месяца. Рекордсменом стал 1999 год, когда мартовская температура в областном центре упала до -35 градусов», - пояснил Владимир Гонтарь.
Нынешняя холодная весна принесла с собой зимние проблемы: в регионе продолжали гореть жилые дома. По данным ГУ МЧС России по Иркутской области на 4 марта, с начала года огонь унёс жизни 65 человек. Материальный ущерб от пожаров превысил 30 млн руб. Из-за большого числа возгораний в Приангарье, в самый последний день зимы даже ввели особый противопожарный режим. Но не всем это помогло.

Так, рано утром 1 марта загорелся частный дом в посёлке Маркова под Иркутском. Во время разбора завалов спасатели обнаружили четверых погибших, в том числе маленького ребёнка. Одна из пострадавших скончалась в больнице. Ещё один мужчина находится в крайне тяжёлом состоянии. 

Утром 5 марта загорелась квартира в деревянном доме в Усть-Куте, где находились трое маленьких мальчишек. Дверь в квартиру была заперта снаружи, и чтобы вызволить детей из огня, спасателям пришлось ломать решётки на окнах.

Как выяснилось позже, эта семья состоит на учёте социальных служб, последний инструктаж по пожарной безопасности с мамой провели буквально за несколько дней до происшествия. Но мать оставила детей дома под присмотром знакомого, а он, по всей видимости, уснул с зажжённой в зубах сигаретой.

   
   

Поплывём?

Кстати
Опасность ранних лесных пожаров, которые могут начаться уже в апреле, в Приангарье тоже есть. Как сообщила Юлия Янькова, в третьей декаде апреля ожидают существенное повышение температуры до плюс 12-18 градусов, на юге области в отдельные дни может доходить до 20 градусов тепла. При этом, по предварительному прогнозу, осадков в южных районах региона ожидается меньше нормы. В целом апрель этого года ожидают теплее средних многолетних значений.
С наступлением тепла число пожаров в регионе, скорее всего, уменьшится. Благо ждать настоящей весны, по прогнозам синоптиков, осталось недолго. Как сообщила начальник отдела метеорологических прогнозов Иркутского Гидрометцентра Юлия Янькова, потепление  в Приангарье ожидают уже 7 марта. Правда, в этот день возможно усиление юго-западного, юго-восточного ветра с порывами 7-14 метров в секунду. Символично, что настоящую весну жители региона почувствуют именно 8 марта. В целом же температуры первого весеннего месяца метеорологи прогнозируют близкими к норме.

По словам Владимира Гонтаря, минувшая зима отметилась в Иркутской области рекордными снегопадами: в декабре выпало 50 мм осадков при норме 19 мм. Такого  в Приангарье не было за всю 132-летнюю историю метеонаблюдений. Январские и февральские снегопады также превысили норму в несколько раз.

«Аукнутся» ли такие рекорды половодьем - сейчас сказать сложно: это зависит не только от таяния снега, но и от хода погоды. Точные прогнозы агрометеорологи дадут только в начале апреля, однако опасность есть. И это понятно уже сейчас. Чтобы обсудить подготовку к паводкоопасному и лесопожарному сезону, в Иркутск прилетел замглавы МЧС России Павел Барышев. Ему доложили, что уже в марте в регионе готовы начать чернение и распиловку льда на реках, которые могут выйти из берегов: Бирюсе, Лене, Ие, Киренге, Нижней Тунгуске, Витиме.

 

 

Смотрите также: