Не зря Киренский район называют местом, где живёт сибирская история: там не только с любовью и заботой берегут старинные здания, но и стараются вдохнуть в них новую жизнь и даже вернуть им прежнее назначение.
В центре Киренска – одного из старейших городов не только Прибайкалья, но и всей Сибири, стоит одноэтажный каменный дом с необычным убранством. В нём сейчас работает телестанция «Орбита», но изначально крепкое здание, с толстыми метровыми стенами, строили, конечно, для другого. Несколько веков назад его возвели как часть Киренского Свято-Троицкого мужского монастыря. Он просуществовал на берегах Лены до XX века. И спустя столетие здание может вновь вернуться церкви.
Выдающаяся личность
Символично, что идею возродить монастырь церковь предложила именно в этом году, спустя ровно 355 лет с момента основания священной пустыни, а администрация Киренского района инициативу поддержала. Как рассказывают в местном историко-краеведческом музее, в 1663 году священник Амвросий Леонтьев-Толстоухов подал челобитную Илимскому воеводе Лаврентию Обухову о дозволении построить монастырь на берегу великой реки Лены, а строителем назначить иеромонаха Ермогена. Он сразу же приступил к делу: собрал людей и основал в устье реки Киренги небольшую обитель, которую назвали Усть-Киренской пустынью. Затем иеромонах получил от архиепископа Тобольского Симеона согласие на возведение первой деревянной Троицкой церкви. С этого и начинается долгая и временами трудная история монастыря, первого на иркутской земле.
По словам сотрудников музея, о Ермогене информации сохранилось мало, но ясно, что он был выдающейся личностью. Откуда он родом и как оказался на берегах Лены, тоже неизвестно, историки считают, что он попал сюда вместе с казаками землепроходца Ерофея Хабарова.
Кстати, монастырь возник на том самом месте, где Хабаров поставил большой деревянный крест. Рядом и заложили Троицкий храм, это случилось в 1665 году, но Ермогену было не суждено освятить им же устроенную церковь: разбойники, убившие воеводу Обухова, увезли иеромонаха на Даурскую землю (Амур), где ему тоже удалось заложить церковь и монастырь. Старец смог вернуться на родную Киренскую землю только через 23 года. Встретили его с большой радостью, но жить иеромонаху оставалось недолго – в 1690-м он умер, и его похоронили за алтарём храма во имя преподобного Алексия, который не сохранился. Над мощами старца вплоть до XX века служители церкви совершали панихиды, к его могиле приезжали поклониться сибиряки.
Уникальный по духу и оформлению
Храм пережил своего создателя на 67 лет, в 1757 году деревянное здание сгорело. За несколько лет до этого монастырь постигло ещё одно несчастье – сильное наводнение. Из-за этого в 1758 году его перенесли на возвышенность и отстроили новую, очень большую деревянную церковь –Николаевскую.
В сентябре 1784 года в монастыре заложили первый каменный храм, состоящий из двух этажей: на первом располагался тёплый зимний Троицкий придел, на втором (его достроили только к 1817 году) – холодный летний Предтеченский. Собор уже в XIX веке украсили чудотворной иконой Спаса Нерукотворного, которую привёз Ермоген из своего вынужденного путешествия. Специально для церкви в Иркутске отлили огромный колокол. Он весил 140 пудов – больше двух тонн!
Сам храм тоже впечатлял размерами: длина здания составляла 18 саженей (почти 38 метров), ширина – 5,25 (11 м), высота – 15,5 (26 м). По архитектуре и убранству Троицкая церковь в Киренске отличалась от каменных иркутских храмов, построенных в это же время.
Фасадное оформление первого и второго этажей церкви различалось: пластика нижнего была барочной, что соответствовало архитектуре церквей этого же периода, а вот верхний – декорирован в традициях классицизма. Убранство фасада второго этажа было более торжественным и симметричным. Венчал здание восьмискатный купол, грани которого перекликались с оформлением покрытия деревянного Николаевского храма, который тоже входил в монастырский комплекс.
Историки говорят, что можно было уловить сходство между этими соборами, однако сейчас нам остаётся только верить им на слово. Николаевская церковь простояла вплоть до 1930-х и осталась настолько крепкой, что в её брёвна невозможно было вбить гвоздь. Храм взяли под охрану государства, но это не уберегло его от пожара. Здание Троицкого храма в 1944 году тоже взялись охранять, но от разрушений тогда спасти его не удалось. До наших времён сохранился только первый его этаж, но он действующий. В нём сейчас и работает телевизионный ретранслятор.
Главное – память
Мэр Киренского района Кирилл Свистелин считает, что пришло время здание Троицкого храма восстановить и вернуть ему церковное назначение.
«Сейчас здание собора находится в федеральной собственности, но Минимущества России готово передать его в ведение церкви, чтобы в его реконструкцию можно было вкладывать средства разных уровней. Эта процедура уже началась. «Орбита» тоже находится в ведении Федерации, телевизионщики уже обратились за предоставлением новой земли, где они могли бы поставить ретранслятор, – говорит Кирилл Свистелин. – Возможно процесс передачи пройдёт в 2019 году, и в 2020-м можно будет начать реконструкцию».
По его словам, инициативу властей района поддерживает и епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, который летом приезжал в Киренск. Он часто бывает в гостях в одном из самых северных районов Приангарья, ещё и потому, что готовит научный труд о жизни Ермогена.
«Самое главное – история, восстановив монастырь, один из немногих основанных в Иркутской губернии, мы возродим память о делах наших земляков, память о Ермогене – выдающемся киренчанине. Его мощи покоятся в Киренске. Мы видим, сколько паломников привлекает Анга, где родился Святитель Иннокентий и где создали культурно-просветительский центр в память о нём. Думаю, Киренск мог бы привлекать не меньше людей, желающих увидеть уникальный монастырь, основанный Ермогеном», – резюмирует мэр района.
Смотрите также:
- Иркутск купеческий. Память о каких «олигархах XIX века» увековечили? →
- Мифы и тайны села Калинино →
- Иркутский Плюшкин →