Задел на будущее. Чем заканчивается Год экологии в Приангарье?

Волонтеры убирают мусор за отдыхающими, чтобы вернуть природе первозданный вид. © / «Чистые берега Байкала» / Из личного архива

Время, в течение которого в стране «главенствовала» экология, подходит к концу. Нашим читателям оно запомнилось частыми новостями о Байкале и повышенным интересом к нему федеральных властей. А что ещё ощутимого для нашей природы произошло за эти месяцы? И был ли толк от сентябрьского водного форума?

   
   

Что осталось «на будущее»?

Предварительные итоги иркутского Года экологии подводили на круглом столе, прошедшем в пресс-центре «АиФ в ВС». Правда, как заметил министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков, слово «итоги» плохо сочетается с экологией - с окончанием года точку в её вопросах не поставишь.

«Многие начинания, проекты, разработки перейдут на следующие годы, потому что за двенадцать месяцев нельзя привести окружающую среду в идеальное состояние, - говорит министр. - На ликвидацию несанкционированных свалок выделили 64 млн руб., навели порядок в Баклашах, Ангарске, Тельме. Но это капля в море! В области, по последним подсчётам, не меньше тысячи свалок. Чтобы их убрать, нужно как минимум 6 млрд руб. Но хорошо бы это была разовая мера: вычистил - и отдыхай. После ликвидации одних появятся другие, поэтому под проблему надо «копать» глубже. Строить новые полигоны тоже нет смысла: с большой вероятностью захоранивать отходы в землю запретят полностью».

Скоро в Приангарье на землях Ангарского городского округа появится мусороперерабатывающий завод, сейчас проходит конкурсная процедура на строительство. Предприятие будет работать на три крупных города - Ангарск, Иркутск, Шелехов.

В сентябре прошло ключевое мероприятие из экоплана области - Байкальский экологический водный форум, в котором приняли участие восемь сотен спикеров и представителей компаний из 23 стран. Специалисты и власть сообща искали подходы к очистке сточных вод на Байкале, заложили фундамент взаимоотношений с предприятиями. После форума также стало очевидно, что в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и в Градостроительный кодекс внесут изменения, которые коснутся смягчения правил прохождения экологической экспертизы при строительстве объектов на Байкальской природной территории (БПТ). По поручению президента началась корректировка границ водоохранной зоны озера.

Камнем преткновения для общественности, экологов и чиновников остаются накопившие в себе громадный экологический ущерб отходы БЦБК. Они, как болезнь, к которой не получается подобрать верное лекарство, уже четыре года остаются на совести области.

   
   

Во сколько оценили вред?

С февраля 2017 года начало работать новое «ответвление» Рос-природнадзора - Байкальское межрегиональное управление, в его полномочиях вести надзор за центральной экологической зоной БПТ, разбираться с экологическими нарушениями и заставлять виновных - госорганы или бизнес - исправлять их.

«Сейчас в нашем списке 93 свалки, 57 - в Иркутской области, 36 - в Бурятии, - рассказал заместитель руководителя управления Павел Поляков. - В Приангарье свалки ликвидируют добровольно, не вступая в судебные перепалки, а вот в соседней республике нам пришлось обращаться в суд».

Специалисты обнаружили на землях лесного фонда Байкальского лесничества недалеко от популярного среди отдыхающих посёлка Горячинск 48 тыс. кубометров твёрдых коммунальных отходов на 24 тыс. «квадратах». На днях Октябрьский районный суд Улан-Удэ постановил, что за полгода республиканское агентство лесного хозяйства и правительство должны рекультивировать пострадавшие земли.

Другой орган - Управление Росприроднадзора по региону - курирует экологическую ситуацию по всей области. В этом году к административной ответственности они привлекли 380 нарушителей, на которых «накапали» штрафы на общую сумму 13,5 млн рублей. Но ущерб, нанесённый почвам, недрам, водоёмам, в денежном эквиваленте намного больше - 360 млн рублей.

«Думаю, Год экологии выполнил свою функцию - привлёк внимание обычных россиян, предприятий, бизнеса, корпораций, властных структур к проблемам природы. Можно сказать, до них дошёл «клич», на который они готовы откликнуться. Люди стали внимательнее к тому, что происходит с окружающей средой, увеличилось количество обращений от них, - считает Елена Цехмистренко, и.о. руководителя ведомства.

Свою лепту вносят и некоторые предприятия. Например, ВСЖД регулярно убирает туристические свалки на Кругобайкальской железной дороге.

Помимо надзора местных органов в августе и сентябре Байкал, по поручению Владимира Путина, оказался в центре внимания Генпрокуратуры. Комиссия нашла в Приангарье тысячу экологических нарушений, а ущерб, нанесённый природе, оценили в 156 млн рублей. Только административными наказаниями и штрафами отделаться не удалось: после прокурорских проверок возбудили 33 уголовных дела. 25 из них завели за несоблюдение правил обращения с отходами, 3 - за порчу земель, 2 - по статье «Незаконное предпринимательство» за эксплуатацию мусорных полигонов без лицензии.

Как приучить к природолюбию?

Что не может не радовать, так это активные общественники и организации, которые своими силами стараются помочь природе сохранить первозданную красоту и целостность. Например, Иркутский региональный фонд защиты природы «Прибайкальский» занимается разработкой и реализацией проектов по охране и защите окружающей среды, возрождением и разведением популяций редких видов животных и растений в области, а также вовлекает население в процесс экопросвещения.

- Накопительный эффект от деятельности всех организаций природа ощутит в будущем, потому что мероприятия, проведённые в Год экологии, имеют долгосрочную отдачу, - отмечает руководитель фонда, сопредседатель ИРООРГО «Клуб «Губерния» Александр Панько. - Клуб недавно запустил проект «Малые реки Иркутска». Он посвящён ручьям и речкам, которые впадают в Ангару. С помощью представителей бизнеса, неравнодушных граждан и волонтёров, особенно молодых ребят, мы планируем приводить в порядок участки этих водоёмов. Также в этом году я наконец-то добился включения двух территорий - рощи в микрорайоне Юбилейном и озера неподалёку от госпиталя ветеранов - в состав городских лесов и особо охраняемых территорий городского значения для последующего их благоустройства.

Основной проект фонда «Прибайкальский» - создание экотуристического природного парка. В сентябре в Сочи проходил Всероссийский форум по особо охраняемым природным территориям, посвящённый столетию заповедной системы России. Как раз на нём Александр Георгиевич докладывал о проекте экопарка, который получил высокую оценку экспертов.

- В итоге министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской включил меня в рабочую группу проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть». В его рамках планируют создать в России сеть природных парков, которые будут работать и в туристическом, и в научно-образовательном направлении для воспитания экологического сознания. Мы свалки убираем, но кто их делает? Люди, которые живут рядом с нами, поэтому воспитание в человеке природолюбия не менее важно, чем постройка очистных сооружений.

Комментарий:

Депутат Думы Иркутска Виталий Матвийчук:

«В областном центре за этот год ликвидировали 150 свалок, в том числе на берегах рек Кая, Ушаковка, в местах массового отдыха горожан, и посадили десять тысяч деревьев. Заработал проект «Молодёжь за чистый город». Так, в Селиванихе, где летом весь берег усеян отдыхающими, территорию убирали как раз волонтёры.

Одна из главных экозадач в Иркутске - перевести на электричество две котельные, которые ещё работают на угле. Также нужно всерьёз взяться за восстановление сада Томп-
сона. Его забросили на долгие годы, жители перестали туда ходить, он стал местом для выгула собак и слива ливневых вод. Молодёжь и вовсе не знает о нём.

А ведь изначально сад создавался как «изюминка» нашего города: там выращивали несвойственные местной природе растения. В нём было 250 яблонь, 50 груш, 200 сортов малины. Теперь всё пришло в упадок. Но в год, когда об экологии говорили так часто, о рукотворном природном памятнике вспомнили и решили восстановить его в три этапа до 2019 года».