Туристы, застрявшие на китайском острове Хайнань, стараются не терять оптимизма и публикуют целые репортажи о своём вынужденном продолжении отпуска в соцсетях.
Они пишут, что о трудностях своего туроператора «Жемчужная река» слышали ещё конце ноября, когда их путешествие только началось, а сейчас эти проблемы достигли апогея. Вечером 7 декабря иркутская авиакомпания «ИрАэро» (партнёр «Жемчужной реки», который обеспечивал чартерные перевозки в Китай) опубликовала информацию о том, что приостанавливает программу полётов в города Хайкоу и Санья из-за долгов туроператора в 2,3 млн долларов США. Перевозчик заявил, что готов вывезти путешественников с острова только после полного погашения этой задолженности. Так 1,5 тыс. россиян и зависли в Поднебесной.
«Турфирма подвернулась»
10 декабря в Минтрансе РФ прошло большое межведомственное заседание, на котором обсуждали, как вызволять туристов из-за границы. Как рассказал первый заместитель гендиректора «ИрАэро» Владимир Панфилов, в итоге договорились: туроператор признаёт долги, а авиакомпания – добровольно вывозит туристов на родину, но пока за свои деньги, потому что «пассажир не виноват в споре двух хозяйствующих субъектов». Уже составили график полётов: 11 декабря улетели домой 360 жителей Казани, именно они стали главными заложниками ситуации, так как у них отпуск уже несколько дней как закончился и им пришлось кочевать по отелям. Остальные ещё живут в гостиницах по своим путёвкам и, возможно, улетят домой вовремя, последний рейс по этой программе планируют на 14 декабря – в Челябинск. Надо сказать, что иркутян среди этих туристов нет. Помимо казанцев и жителей Челябинска на иркутских самолётах в отпуск прилетели пассажиры из Хабаровска, Уфы, Санкт-Петербурга, Самары и Москвы.
Представители туристической отрасли говорят, что на этом рынке давно знают «Жемчужную реку» как не самого ответственного партнёра. Об этом же заявляет Ростуризм. В конце ноября глава ведомства Олег Сафонов обратился в Генпрокуратуру, МВД РФ и Роспотребнадзор из-за проблем, которые у этого туроператора обострились с другими перевозчиками, такими как «ИКАР», «Алроса» и S7.
Владимир Панфилов отметил, что сотрудничать с проблемным туроператором иркутяне начали недавно. Мол, купили широкофюзеляжные «боинги», а тут и турфирма подвернулась, сама на авиакомпанию вышла, и о её подноготной перевозчик не знал. А теперь сам готовит обращение в суд, чтобы вернуть деньги.
Кстати, по материалам федеральных СМИ, туроператором уже заинтересовались в СК.
«За деньгами идите в суд»
Понятно, что иногда и правда пассажир не виноват в проблемах авиакомпаний, турфирм и гостиниц, но ответственность за беспроблемный отпуск лежит и на самом отдыхающем. Некоторые туристы не скрывают: о репутации «Жемчужной реки» слышали, но не устояли перед дешёвым туром. На сайте туроператора до сих пор висит объявление о путёвках на Хайнань от 18 тыс. рублей.
Многие из этих потребителей, которые планировали отдых в Китае на Новый год по доступной цене, вообще никуда не улетят. По крайней мере, иркутский перевозчик заявил, что вернёт на родину тех, кого увёз на остров, и на этом сотрудничество с безответственным партнёром закончит. Людям, скорее всего, тоже придётся возвращать свои деньги через суды.
Сейчас, кстати, деньги за несостоявшийся отдых пытаются вернуть и иркутяне. Правда, с громкой китайской историей они не связаны. Как рассказали в пресс-службе регионального управления Роспотребнадзора, за последнее время ведомство получает жалобы на турагента под названием «Натали Тур Иркутск», который «не исполняет свои обязанности по бронированию туров, не перечисляет деньги потребителей в счёт оплаты сформированных туристских продуктов операторам». В результате – поездки (как правило, в Китай и Таиланд) срываются и люди несут убытки. Роспотребнадзору известно уже о пяти подобных случаях.
Всего же за неполный 2018 год в ведомство обратились с жалобами на турагентства и туроператоров около 30 жителей области.