Неизвестные акварели Смагина. Выставка работ художника проходит в Иркутске

Анна Садовникова / АиФ

Художника-монументалиста, автора иркутского мемориала «Вечный огонь» и основополож­ника современного авангарда Виталия Смагина знают если не все иркутяне, то очень многие. Он оставил после себя уникаль­ное наследие, его картины на­ходятся в музейных коллекциях по всему миру: в России, США, Франции, Польше, Германии, Испании, Италии и Японии. А вот многие его работы мир дей­ствительно ещё не видел, напри­мер, большую часть коллекции акварелей. Она впервые выстав­ляется в галерее Бронштейна.

   
   

Где работы были раньше?

В экспозиции более 50 поло­тен, состоящих из разных се­рий. Все они написаны с 1972 по 2010 год, 30 из них ещё никогда не видел зритель. По словам ор­ганизаторов выставки, эти рабо­ты хранились в мастерской Вита­лия Георгиевича и ждали своего часа, о некоторых из них не знала даже супруга художника - их на­шли совсем недавно.

- Мы, сотрудники галереи, работая с творчеством Виталия Смагина, долгое время даже не подозревали о его такой обшир­ной коллекции акварельных рисунков, - признаётся дирек­тор галереи Ольга Бронштейн. - Эту коллекцию он создавал всю жизнь. Можно сказать, это абсолютно уникальная в своём роде экспозиция. Акварели для Виталия Георгиевича были кон­центрацией всего его професси­онализма, знаний и творческого опыта.

В чем тайный смысл?

Виталий Смагин за свою карьеру успел поработать в аб­солютно разных техниках: де­коративная и монументальная живопись, витражи, мозаика, коллаж, роспись, акварель. В узких кругах его называют осно­воположником современного иркутского авангарда. В своих картинах он сочетал древние образы и современные стили, мифы и легенды с окружающей действительностью, использовал зачастую яркие, жизнеутвержда­ющие цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый.

Многие его работы в акварель­ной технике таинственны и ме­тафоричны, будто бы погружают зрителя в иллюзорный мир, ко­торый нужно рассмотреть, раз­гадать, и, конечно же, понять. Причём каждый зритель поймёт работы абсолютно по-своему.

   
   

- Среди акварелей можно увидеть самые разные сюжеты: путешествие по Европе, приро­ду и ландшафты нашего При­байкалья, озеро Байкал. Здесь очень много образов шаманок. Это такие своеобразные окна и двери в мир духовный, метафи­ зический, - говорит художница, ученица Виталия Смагина Ната­лья Довнич. - Например, если посмотреть на центральное по­лотно всей выставки (картина «Шаманка»), которое помеще­но на афишу выставки, можно увидеть ту систему образного строения, когда изображение доводится до символа и знака. Мы наблюдаем бестелесное су­щество, практически ангела, и даём ему свой смысл, наделяем собственной символикой.

По словам Натальи, эту вы­ставку ждёт небывалый успех - каждый зритель в работах найдёт свою изюминку, особенно сей­час, когда интерес к локальному аутентичному искусству возрос.

- В нашем случае локальный аутентичный стиль - это шама­низм, легенды и мифы Байка­ла, культура Бурятии. Виталий Георгиевич начал погружаться в эту тему ещё тогда, когда об этом даже поговорить было не с кем, этим не занимался никто. И в этом, думаю, особая ценность этих работ, - говорит Наталья Довнич.

Досье

 Виталий Смагин - художник, член Союза художников России, мастер монументально-декоративной живописи. Родился в 1937 году. В 1965 году получил диплом Иркут­ского художественного училища. В 1971 году окончил Санкт-Петер­бургскую художественно-промыш­ленную академию имени Алексан­дра Штиглица. В 1982-1986 годах был председателем Иркутского областного Союза художников.

Почётный гражданин Иркутска. Ав­тор проекта «Знак памяти воинам, умершим в госпиталях Иркутска», мемориального кладбища жертв репрессий в Пивоварихе, автор мемориала «Вечный огонь». Осно­вал кафедру монументально-де­коративной живописи в ИрНИТУ и преподавал до самой смерти в 2015 году.