Конец февраля и начало марта – горячая пора для туристов, мечтающих увидеть лёд Байкала. Однако у перспективы полюбоваться видами озера есть и обратная сторона: нередко из-за невнимательности путешественники попадают в неприятности.
Без тормозов
Действительно, конструкция судов на воздушной подушке такова, что тормозов они не имеют. Поэтому водители должны быть вдвойне аккуратны и внимательны, особенно при перевозке пассажиров.
– Есть такие нормы в правилах плавания для судоводителей – они всегда должны выбрать безопасную скорость и вести наблюдение за акваторией по курсу следования, чтобы на пути не попадались никакие препятствия, – рассказывает начальник Центра ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Карепов. – В случае же, если на пути есть преграда, нужно оперативно выбрать условия для экстренного торможения или для маневрирования.
В прошедшие праздничные выходные на Байкале произошло сразу два происшествия с участием судов на воздушной подушке. 24 февраля в Бурятии судно «Марина», которое двигалось по маршруту Хакусы – Северобайкальск, столкнулось с легковым автомобилем в 300 метрах от берега. Пострадали пять человек.
По правилам безопасности таких аварий в принципе не должно быть. Здесь действует правило: машины должны ездить только по оборудованным переправам, в то время как суда на воздушной подушке, наоборот, выезжать на них не могут. Соответственно, если два разных вида транспорта всё же встретились, значит, кто-то из них зашёл на чужую территорию.
На следующий день вблизи посёлка Листвянка «Хивус» сбил молодого человека, который катался на коньках по накатанной судами дороге. Пострадавший получил перелом руки и открытую черепно-мозговую травму. В обстоятельствах обоих происшествий разбираются следователи.
Тише едешь – дальше будешь
Много происшествий в выходные и праздничные дни произошло на ледовой переправе на Ольхон. Путешественники так сильно стремились на остров, что пренебрегали всеми мерами безопасности.
– Водители превышают скоростной режим, сворачивают с трассы в неположенных местах, сокращая путь до Хужира, – добавляет Андрей Карепов. – Тем самым они нарушают разметку переправы и сбивают ограничительные вешки. На их восстановление требуется время, на въезде образуются пробки. Нарушители, выезжающие на лёд вне переправы, не только рискуют своей жизнью и жизнью пассажиров, но и откровенно вредят другим участникам движения.
Из-за выезда водителей за пределы переправы на льду Байкала в праздничные дни произошло два ДТП. В обоих случаях автомобилисты пытались сократить путь по зимнику, выезжая за его пределы.
Но не только автомобилисты попадали в неприятные ситуации в прошедшие длинные выходные на Байкале. Например, утром 25 февраля спасатели эвакуировали со льда Байкала заплутавшую 42-летнюю иркутянку. Она рассказала, что в два часа ночи вышла со станции Танхой и решила дойти пешком до Листвянки. Причём расстояние между начальной и конечной точкой её путешествия составляло 40 километров. Однако женщину это не смутило.
В качестве ориентира путешественница выбрала огни домов в посёлке. Однако с наступлением утра они погасли, и женщина окончательно заблудилась. Поскольку качество связи было плохим, она долго не могла отправить спасателям свои координаты, так что им пришлось около двух часов разыскивать её на снегоболотоходе. В итоге её нашли, напоили чаем и довезли до Листвянки.
Важно
Спасатели напоминают, что выезжать на лёд нужно только по оборудованным ледовым переправам. Чтобы обезопасить себя, при выезде на замерший водоём отстегните ремни безопасности, откройте окна и приоткройте двери. В случае провала машины под лёд немедленно выбирайтесь из салона и вызывайте спасателей. Стоит отметить, что сотрудники МЧС не занимаются подъёмом утонувших транспортных средств – это делается за счёт собственника.
Кстати, при выезде на лёд вне зимника вам грозит целый букет штрафов – в том числе за нарушение экологических норм.