Почему сотни тысяч жителей Приангарья не имеют доступ к воде?

Такая картина в 21 веке, наверное, удивляет. Но это - реальность © / Владимир Сыпачев / АиФ

Мы живём  у самого большого колодца с чистейшей пресной водой - Байкала, и при этом испытываем серьёзные проблемы с водоснабжением.

   
   

По данным Иркутскстата, около 200 тысяч жителей Приангарья могут пользоваться только привозной водой. 
  • Из 1488 сельских населённых пунктов региона лишь 142 имеют водопровод. Система канализации и вовсе роскошь для селян - она есть только в 22 сёлах (данные на конец 2017 года). 

- У нас есть районы, которые полностью обеспечены водой, но это всего 10-15 муниципалитетов, а есть те, где практически отсутствует централизованное водоснабжение. Прежде всего, это районы Усть-Ордынского бурятского округа, Заларинский, Тулунский, Катангский, Качугский, - перечисляет замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Ветров
Где-то проблемы обострились после наводнения 2019 года. В частности, в некоторые посёлки Тулунского, Нижнеудинского, Чунского и Тайшетского районов теперь приходится привозить чистую питьевую воду. 


- Конечно, эта мера временная, в населённых пунктах должны быть постоянные источники водоснабжения, - подчёркивает замглавы управления Роспотребнадзора по Иркутской области Михаил Лужнов.

Латать бесполезно

На контроле ведомства находятся 359 источников централизованного водоснабжения и более 1,5 тысяч нецентрализованных. Мониторинг качества воды специалисты ведут в 145 точках (из них 118 - подземные) в 33 муниципальных образованиях. В 2020 году они взяли 2004 пробы и провели исследования. По микробиологическим показателям, когда смотрят количество бактерий и других микроорганизмов, нормам не соответствовали 85 проб, что составляет 4,2%. В 2019 году забраковали 5,9% проб. Между тем по санитарно-химическим показателям (жёсткость, Ph, щёлочность, наличие радиоактивных компонентов) качество воды в 2020 году ухудшилось. Это, по словам Лужнова, объясняется снижением качества подземных вод. Кроме того, стареют объекты водоотведения. В регионе более 3,6 тыс. километров сетей водоснабжения, при этом почти 50% коммуникаций изношены. 

КСТАТИ
Смежная проблема - водоотведение - в области решается ещё хуже. Самые недорогие системы канализации для северных районов обойдутся в 60-80 миллионов рублей. Самостоятельно такие суммы муниципалитетам не потянуть. - Сейчас системы канализации по проекту «Сохранение озера Байкал» начали проектировать для тех районов, где ситуация наиболее напряжённая. К таким территориям относятся Байкальск, Слюдянка, Култук, Ангасолка и Листвянка. До 2024 года вся прибрежная территория Байкала будет «закрыта» с точки зрения очистки сточных вод. Кроме того, начато проектирование очистных сооружений в Усолье-Сибирском, - сообщил замминистра Евгений Ветров.

- Дело в том, что в 90-е годы и даже в начале нулевых вопросы о развитии или модернизации системы водоснабжения даже не ставились. Тогда была проблема посерьёзней - свести концы с концами и выжить. Сейчас имеем то, что имеем, - говорит председатель ассоциации «Союз коммунальных предприятий Иркутской области» Николай Попов.

По его словам, более половины аварий на объектах ЖКХ приходится на систему водоснабжения. Раньше всегда лидировали электросети. 
- Подземные коммуникации настолько устарели, что их уже не залатаешь - только менять. Мы поднимаем из-под земли воду, а она не доходит до потребителя по забитым, дырявым трубам, утекает обратно в землю, - разводит руками Николай Попов. - Привозная вода - это вообще какой-то нонсенс. Причём речь идёт не только о глухих посёлках с населением в несколько десятков или сотен человек. На привозной воде сегодня живут целые районы. 

   
   

Сухой север 

Например, самый северный муниципалитет региона, Катангский район с населением чуть больше 1,8 тысячи человек, до сих пор целиком обеспечивается водой за счёт подвоза. Ни в одном посёлке здесь нет централизованного водоснабжения. 
- Мы выкачиваем из глубоких скважин воду и развозим машинами по дворам. Водовозки курсируют весь день, в любую погоду, заскакивая в гараж на обогрев буквально на полчаса-час. Практически весь труд ручной: работнику надо вытащить шланг из машины, слить воду в ёмкость, а потом людям предстоит в 50-градусный мороз переносить её ведёрками в дом. Это печальная ситуация, - признаётся заместитель по производству Катангской топливно-энергетической компании Андрей Молчанов. 

Из 1488 сельских населённых пунктов региона лишь в 142 есть водопровод.

В 2020 году в Ербогачёне модернизировали водозабор, провели капитальный ремонт сетей и получили лицензию на водоисточник. Теперь в райцентре хотят сделать хотя бы летний водопровод. 
Непростая ситуация и в Усть-Ордынском бурятском округе. Централизованное водоснабжение с подведением к каждому дому там есть только в Нукутском районе. Самый проблемный район - Осинский. Куб привозной воды там стоит 502 рубля. При этом речи о качественной воде не идёт - люди получают более-менее пригодную для использования воду, привезённую из другой деревни. В 2022 году в Осе обещают начать строить свою систему водоснабжения на 60 км сетей. 
  С мёртвой точки сдвинулась ситуация в Аларском и Боханском районах. Там тоже готовы проекты собственных систем водоснабжения. Все работы собираются выполнять по программе «Чистая вода», на реализацию которой до 2024 года из федерации рассчитывают привлечь 5 млрд рублей. 
Парадоксальная ситуация сложилась в Ангарском городском округе. Муниципалитет не имеет ни своего водозабора, ни своих очистных. Местный водоканал покупает воду у энергетиков, а за очистку стоков платит нефтехимикам. Здесь решено строить водозабор за 10 млрд рублей. Проект объекта почти готов, к августу подрядчик должен выйти на госэкпертизу. 
От Ангарска запитают и посёлок Мегет, в котором из шести скважин сейчас работает лишь три. Остальные, по словам директора водоканала, «стоят как памятники старины». Но даже в трёх действующих скважинах вода крайне низкого качества, водоносный слой в них вот-вот закончится. Тогда посёлок и вовсе останется без воды. 

КОММЕНТАРИЙ депутата Заксобра Иркутской области Кузьмы Алдарова
- В регионе остаётся ещё много посёлков, которые пользуются водой ненадлежащего качества. Особенно страдают населённые пункты, расположенные вокруг Братского водохранилища. Они не могут брать воду из этого водоёма, нужно вести добычу из подземных источников, которые также не всегда отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Добытую воду предварительно необходимо подготовить, очистить, а уже потом подавать населению. В Усть-Ордынском бурятском округе есть населённые пункты, где эти подземные источники используют с советских времён, оборудование там морально и технически устарело и требует замены. При этом важно помнить, что почти все жители округа занимаются сельским хозяйством, животноводством. Соответственно, водой надо обеспечить и скот. Работы много, она постепенно идёт, но потребуется не один год, чтобы привести в порядок систему водоснабжения в округе.