Примерное время чтения: 8 минут
159

Зелёная киноволна. Зачем Иркутску нужен фестиваль экологических фильмов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ в Восточной Сибири» 15/10/2014
Андрей Федоров / АиФ

В сентябре 2012 года Гран-при Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» получил фильм режиссёра Алексея Вахрушева  «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне». Тогда автор не смог посетить Иркутск, а буквально через несколько недель за этот же фильм получил свою первую «Нику».

Ровно через два года он приехал в Иркутск уже как председатель жюри фестиваля. И признался, что обычно отклоняет предложении, хотя они поступают достаточно регулярно, возглавить фестивальное жюри.

- Как правило, я либо занят, либо не нахожу в себе достаточных внутренних оснований, чтобы возглавить высокий совет и кого-то оценивать. Но в данном случае как-то сразу принял это предложение с большим почтением и радостью. У меня были опасения, что фестиваль экологический и фильмы конфликтные наверняка могут быть. Например, они сделаны в разной стилистике, не каждая из которых мне близка. И как тогда выбирать? Но на удивление, название фестиваля «Человек и природа», которое предполагает наличие гармонии между этими двумя понятиями и словами, спасло ситуацию. Эта гармония была во всём, благодаря чему мы все решения внутри жюри приняли без кровопролития, мягко говоря.

На показы фестивальных фильмов в Иркутске нередко можно встретить школьников. Фото: АиФ / Андрей Федоров

Содержание уходит на второй план?

Досье:
Алексей Вахрушев родился в 1969 году в городе Анадырь (Чукотка). Закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская профессора В. Лисаковича). Научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Член Союза кинематографистов и Гильдии режиссёров России.
Ольга Андреева, «АиФ»: - Один из членов жюри из Швеции, режиссёр-документалист Гуннила Брески заметила, что, сегодня, как правило, выигрывают фестивальные призы те документальные картины, в которых прекрасна работа художников и дизайнеров. Содержание уходит на второй план, главное - картинка и упаковка. Фактически, по её мнению, телевидение уничтожило повествовательный, исповедальный жанр документального кино.

- Я согласен с Гуннилой. Кино - это, прежде всего, личное отношение автора к тому, о чём или о ком он рассказывает. Всё другое - пропаганда, кино на заказ. Это талантливо, но не цепляет тебя, глубоко не трогает, потому что с «холодным носом». Как только ты имеешь возможность соотнести себя с персонажем, то сразу же возникает эмоциональный отклик и взаимосвязь. Так работает игровое кино и литература. В документальном кино, если человек добивается такого же эффекта, кино работает. Это может быть и документальная драма, и даже документальная комедия. Думаю, пройдя какой-то виток, мы всё равно вернёмся к исповедальности.

- Но  реальность такова, что сегодня хорошие документальные фильмы показывают либо днём, когда большинство на работе, либо ночью, и в это время, в общем, тоже не до кино.

- Есть специальный канал «24 док.», который полностью отдаёт свое время документальному арту. Есть канал «Культура», на который тоже попадает какой-то российский и европейский арт. Большего от телевидения и требовать не стоит, потому что это жестокий бизнес. Им надо вернуть каждую вложенную копейку. Просто должны быть и другие формы распространения и демонстрации этих фильмов.

Например, фестиваль «Человек и природа» организован очень хорошо, но мне показалось, что в нём не хватает просветительского направления. За редким исключением, это просто показы в кинозалах, когда утром мало кто есть, а вечером людей много, но всё равно не достаточно для того, чтобы был эффект. Видимо, надо привлекать специальных людей для организации показов в больших аудиториях. Я не говорю, что их надо вести из Москвы, можно и здесь найти. Перед очередным фестивалем неплохо сделать ретроспективу тех фильмов, которые уже были участниками и победителями этого фестиваля. Зрителей необходимо готовить, им должно быть интересно посетить следующий фестиваль. А для того у них должна быть «насмотренность» документальным кино. Поскольку ваш фестиваль экологический, так называемый green-фестиваль, он затевался не для того, чтобы просто поговорить на эту тему. Он для того, чтобы погнать «зелёную волну».

В рамках фестиваля проводятся мастер-классы для всех увлеченных людей. Фото: АиФ / Андрей Федоров

Наш артдок

Сегодня работает много площадок в Москве, Питере, средней полосе России, где можно посмотреть качественное документальное кино. Очень популярен проект ДОКер, открытый в Ярославле, Екатеринбурге, Красноярске и других городах. Иркутск, в принципе, должен был бы стать центром показа документальное кино. Ведь в чём проблема всяких санкций и всевозможных запретов? Это отсутствие выбора. У вас должен быть выбор. Вы можете смотреть документальный фильм по ОРТ и одновременно с этим - артдок в центре документального кино Иркутска. Прийти и в неформальной обстановке попить кофе, посмотреть кино, обсудить его, поговорить с автором. Это же класс!

- Алексей, как, на ваш взгляд, развивается современная российская документалистика?

- О, она испытывает невероятный взлёт. Появилось много молодых режиссёров и современные технологические решения, которые позволяют многим из них работать на мировом уровне. И их кино показывают в мире. Но самое главное - появление плеяды молодых режиссёров, которые удивляют и внутри страны своими фильмами. У нас создана гильдия неигрового кино и телевидения - абсолютно индустриальное объединение людей, которые занимаются именно данным видом кинематографа. Это пока не профсоюз, но гильдия решает и проблемы проката, и поиска копродукции, и творческая лаборатория сама по себе.

- Вы с успехом закончили актёрский факультет и вполне себе могли сделать неплохую карьеру. Почему вдруг документальное кино?

- Мне кажется, что документальное и игровое кино - одна абсолютно неделимая вещь. Просто для раскрытия той или иной темы необходим инструмент разных видов кинематографа - игрового или документального, а может быть, ты прибегнешь к мультипликации. Это всего лишь разные механизмы реализации и способы подачи своей темы. Вот и всё. А по поводу того, почему я ушел от актёрского дела… Ну, во-первых, если и ушёл, то не очень далеко. Так или иначе, мне приходится использовать актёрские навыки. Во-вторых, и это самое главное, хотелось быть создателем от начала до конца. Не частью некого художественного продукта, а его автором и реализатором. А потом иметь ещё совесть посмотреть кому-то в глаза и ответить на вопрос, если ты вдруг чего-то не договорил.

Фото: АиФ / Андрей Федоров

- Алексей, вы посоветуете своим детям заниматься этой профессией?

- Я же не буду с ними драться и ругаться. С другой стороны, они видят, как я работаю, и надеюсь, понимают, что это всё не очень просто. Они видят рядом со мной людей, которые занимаются совершенно другой сферой деятельности, более успешной в финансовом отношении. Мы пока никак их не ориентируем, они сами выберут свою дорогу. Жизнь не сахар, и если откровенно, мне бы этого не очень хотелось. Но если тут призвание, то ты ничего не сможешь с этим сделать. Тебя оно будет нести и вести по жизни. И даже если ты будешь упираться руками и ногами, всё равно придёшь туда, куда необходимо. Иначе будешь несчастным человеком.

- А разве много таких, для кого снимать кино - призвание? Иначе бы зрители «устали» от прекрасных фильмов.

- Таких всегда немного везде, потому что те, для кого это призвание, могут просто не иметь возможности выразить себя. Такое бывает сплошь и рядом. Ведь человек по природе своей не может долго терпеть. У многих людей свой запас прочности и не всегда он достаточный. И если что-то не складывается в определённом возрасте, то уже как бы и не надо. Но бывает и так, что человек проламывает стены и начинает снимать кино в 50 лет. Поверьте, такие примеры есть.

Кстати:
Международный кинофестиваль «Человек и природа» начал свою историю в 1999 году. В этом году его посетили около 5 тыс. зрителей. В программу фестиваля вошли 14 конкурсных фильмов из России и других стран, Также зрители увидели 25 внеконкурсных фильмов, из которых было сформировано несколько программ для школьников: «Человек - природа - искусство», «Сибирь» и «Удивительные люди». За тринадцать лет российские кинематографисты получали Гран-при только четыре раза. Причём на самом первом фестивале единственный раз его вручили иркутскому режиссёру Борису Шунькову за фильм «Зона Затопления» Восточно-Сибирской студии кинохроники.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах