aif.ru counter
181

История в фотографиях к 160-летию Иркутского драматического театра

24 ноября в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева состоялось открытие выставки работ театрального фотохудожника Анатолия Бызова «Мгновения вечности».

За время сотрудничества Анатолия Бызова и театра, сделаны сотни тысяч снимков. На выставку отбирались лучшие работы, всего около 100 фотографий. Здесь целая история Иркутского драматического за последние четверть века. Отметим, что это первая фотовыставка Анатолия Бызова, посвященная театру. В ближайшее время Анатолий Яковлевич выпустит свой сборник фотографий, куда войдут и другие его снимки. Сама выставка продлится до 19 декабря.

Открыл выставку ведущий аналитик отдела профессионального искусства Министерства культуры и архивов Иркутской области Алексей Худяков:

«Очень приятно то, что старт юбилейных мероприятий мы начинаем с такой уникальной выставки. Уникальна она потому, что любой спектакль, который шел или идет на сцене Иркутского академического драматического театра отличается один от другого. Это не фильм, который можно пересмотреть несколько раз. Вы приходите на очередной спектакль и это уже новое произведение, новая жизнь, новая авторская работа режиссера и, конечно, актеров. И суметь запечатлеть эти тонкости, нюансы, суметь понять суть драматического произведения - дело далеко не каждого человека. Это под силу только художнику. Своим чутким взглядом он улавливает и останавливает этот удивительный миг поразительной игры актеров. Иркутский академический театр - труженик, он взял эстафету 160 лет назад, и с достоинством несет ее по сегодняшний день, сохраняя традиции, экспериментируя, стремясь найти что-то новое. И здесь очень важно, чтобы в театре был свой Нестор, свой фото-летописец, который мог бы запечатлеть все уникальные моменты. Огромное спасибо Анатолию Бызову за его творчество».

Директор Иркутского академического драматического театра Мероприятие проходило в рамках празднования 160-летнего юбилея Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. отметил, что самая художественная фотография получается тогда, когда получается художественное произведение, а именно спектакль.

С Анатолием Бызовым они работают уже более 20-ти лет. «Я хочу поздравить Вас всех, ведь мы живем с Вами в замечательном городе, где есть такой замечательный театр, в котором работает фотохудожником хороший человек Анатолий Бызов, выставку которого мы сегодня открываем, сказал Анатолий Стрельцов. И я думаю, что на 175-летний юбилей она будет еще больше».

По мнению фотографа, члена Союза журналистов и Союза фотохудожников России Валерия Орсоева, чувствуется, что это профессиональная работа, притом выполнена с любовью. И вот эти снимки, как мы говорим, «не дежурные», пойманы моменты, которые отражают суть спектакля. На его снимках живые люди, живые актеры. У Анатолия Бызова очень хорошая портретная фотография. Все снимки очень хороши и интересны.

«В этих снимках нет застывшего действия, как говорят фотографы нет стоп-кадра. Все снимки способствуют соучастию, отметил театральный критик Арнольд Беркович. Анатолий Яковлевич, когда снимает, соседствует с режиссером по реализации спектакля. И глядя на его фотографии, складывается впечатление, что спектакль уже посмотрел. На снимке есть возможность еще разглядеть ту или иную черту характера героя или сцену из спектакля, но с другой стороны. Мне кажется, что это большая ценность, в этом суть театрального фотохудожника. И выставка эта замечательная. Особенно мне понравились фотографии, на которых изображены народные артисты России Наталия Королева в образе старухи Анны в «Последнем сроке» и Виталий Венгер в «Короле Лире».

Мысль «завести свой театр со всеми принадлежностями» возникла в иркутском обществе на рубеже XVIII-XIX веков, когда в городе разместился административный штаб освоения русского бассейна Тихого океана, сообщает сайт Иркутского драмтеатра им. Н.П.Охлопкова.

В конце XVIII в. Восточной Сибирью управлял генерал-губернатор Б.Леццано. За покровительство сценическим увлечениям горожан его по праву можно считать основоположником театральных традиций города. Одна из них - постоянный патронаж театру со стороны губернских властей. Почти каждый из преемников Леццано внес вклад в развитие театрального дела в Иркутске.

Статус профессионального театр приобрел в 1850 году, когда странствующая труппа актеров осталась в Иркутске для постоянной работы. Первые спектакли профессионалов были даны в Благородном собрании. В 1851 г. при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского завершилось строительство здания для театра, которое торжественно открылось 22 сентября. В этот вечер шла пьеса Н. Полевого (уроженца Иркутска) «Русский человек добро помнит».

Губернской администрацией была учреждена театральная дирекция во главе со старшим чиновником по особым поручениям А.Н.Похвисневым, гвардейским офицером и драматургом, пьесы которого шли на сценах Москвы и Петербурга. Антрепренером первой актерской труппы стал Иосиф Маркевич.

Первый сезон в новом здании Иркутского театра открылся 2 сентября 1897 г. спектаклем «Ревизор» Н.В. Гоголя. С первых шагов своей истории театр снискал репутацию «одного из лучших провинциальных храмов Мельпомены». Здесь в 1852 г. иркутяне смотрели «Горе от ума» А.С. Грибоедова, а в 1857 г. впервые в России была поставлена находившаяся под запретом комедия А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся!». Иркутскому театру принадлежит честь впервые в стране осуществить постанову пьесы Островского «Красавец- мужчина». Гоголь, Островский, Грибоедов, Чехов, Шекспир, Шиллер, Мольер, Сухово-Кобылин годами не сходили со сцены. В начале века в репертуаре театра утвердился А.М.Горький. Первым его пьесы поставил Константин Марджанов («Мещане», «На дне», «Фома Гордеев»). В советское время театр широко ставил пьесы национальной драматургии: это были «Платон Кречет», «Фронт» и «Макар Дубрава» украинского классика Корнейчука, «Материнское поле» Айтматова, «В ночь лунного затмения» Карима и другие.

Театр был стартовой площадкой для иркутских драматургов Игнатия Дворецкого, Павла Маляревского, Беллы Левантовской, Марка Сергеева.

В середине прошлого века над Иркутском зажглись две звезды - Александр Вампилов и Валентин Распутин. Все пьесы А. Вампилова были поставлены на сцене Иркутского драматического театра. Здесь родилась его мировая слава. В первой постановке «Старшего сына» (1969 г., режиссер В. Симоновский) драматург работал с театром в традициях А.Н. Островского. Постоянное присутствие А.Вампилова на репетициях, некоторая корректировка текста позволяют назвать этот спектакль авторским. С тех пор не бывает сезона, чтобы в театре не шла пьеса Вампилова. В память о великом драматурге на базе театра каждые два года проводится «Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова». Спектакли «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» по одноименным повестям В.Г. Распутина также вошли в золотой фонд Академического драматического театра.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах