Примерное время чтения: 6 минут
1403

«Сибирский Париж» Сергея Жилина: иркутский художник - о «цветнике» на улицах города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ в Восточной Сибири» 06/03/2013
Портрет Оксаны Костиной. Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

Иркутск, 6 марта – АиФ-ВС. В окнах мастерской отражается солнце. Пахнет красками. С полотен смотрят самые разные женщины: с ангельскими улыбками и ведьминскими прищурами, радостные и задумчивые, открытые и сосредоточенные… В канун Международного женского дня «АиФ в ВС» побывал в гостях у иркутского художника.

«Самые красивые - наши»

Работы Сергея Жилина хранятся в музеях Чехии, Японии и Германии, украшают десятки частных коллекций по всему миру. Художник, не раз выезжавший на пленэры за рубеж, уверен: в сибирском городе Иркутске живут самые красивые женщины. И это, утверждает наш герой, вовсе не попытка выделить свой город.

- Это давно сложившееся мнение, что Иркутск - едва ли не второй Париж, настоящий цветник - столько красавиц можно встретить на улицах. Мне пришлось поездить по миру: я бывал и во Франции, и в Польше, где, как тогда считалось, жили первые красавицы. Знаете, сибирячки по сравнению с ними выигрывают, и моё мнение разделяют многие иностранцы. Часто всё списывают на влияние Байкала, чтобы объяснить наверняка, - рассуждает художник. - У нас всегда следили за модой, старались наряжаться по последнему слову, и редкая иркутянка позволит себе выйти на улицу неприлично одетой.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

- Сергей Геннадьевич, а эпоха как-то накладывает отпечаток на женщину?

- Всё зависит от общественного строя: при коммунизме у нашей дамы было одно самоощущение, при капитализме - другое, сейчас - третье. В Папуа-Новой Гвинее оно не такое, как в России. В спокойные, сытые времена общество более повёрнуто к прекрасной половине, зато в тяжёлые времена именно ей достаётся больше всех… К сожалению, сейчас у нас наступила эпоха смены ориентиров. Общество живёт по принципу «чем лучше умеешь пихаться локтями, тем лучше устраиваешься». Бывают такие времена. И я очень надеюсь, что всё изменится к лучшему.

Художник отмечает, что у сегодняшних представительниц слабого пола появилось больше возможностей красиво одеваться. Даже дамы со скромным достатком могут позволить себе недорогой, но модный гардероб: «И у производителей китайского ширпотреба случаются озарения, когда они забывают о сусальном золоте и стразах».

Глазами модельера

Женский костюм дня нашего героя - особая тема. Тридцать лет назад выпускник Омского технологического института настоятельно просил распределить его на работу непременно в Иркутск, где он проходил преддипломную практику. Единственный в Иркутском Доме моделей мужчина-модельер, Сергей Жилин вместе с конструкторами и технологами одевал сибирячек в сшитые по последней моде пальто. Их выпускали небольшими партиями, и дамы выстраивались за новинками в очереди.

Позже, уже будучи членом Союза художников России, Сергей Жилин сам готовил будущих модельеров в иркутском «политехе».

- У выпускного, пятого курса не оказалось преподавателя дизайна одежды, и меня буквально за руку привели на кафедру «закрывать амбразуру». А это настолько сложно - целая космическая отрасль, - вспоминает Сергей Геннадьевич. За несколько месяцев ему пришлось подготовить учебные программы (обычно такая работа занимает не один год. - Ред.), студенты успешно защитили дипломы. Одна из выпускниц нашего героя, Екатерина Кузнецова десять лет назад уехала в Рим. Теперь в костюмы, сшитые кутюрье из Иркутска, одеваются состоятельные итальянцы.

Портрет Екатерины - летней, цветущей, с ребёнком на руках, висит на стене мастерской. Живописец рассказывает, что чаще всего на полотна попадают именно женщины из его окружения.

Героини - рядом

- Как обычно говорят: шёл по улице художник, увидел красивую девушку, познакомился, нарисовал. Таких историй у меня не случалось: не скажешь ведь незнакомке: «А пойдёмте ко мне в мастерскую, я напишу ваш портрет»? - лукаво щурится наш герой. Он вспоминает, как долго искал для своей картины образ женщины, торгующей на рыбном базаре:

- Это ведь наш, абсолютно местный колорит, эдакий сибирский эпос, и эта работа долго крутилась у меня в голове. Хотелось найти русскую, сибирскую женщину, слегка разухабистую, загорелую… Я специально ездил в Листвянку, наблюдал, запоминал, делал зарисовки и фотографии… В результате получился собирательный образ такой сибирячки.

Рассказывает Сергей Жилин и как одна из его студенток решила взять преподавателя «на слабо» - спросила, сможет ли он написать её портрет. Этюд родился за полтора часа на попавшемся под руку листе ДВП. «На следующий день весь курс стоял по стойке «смирно», - смеётся художник. Портрет темноглазой студентки Оксаны в пёстром халатике сейчас уже живёт своей жизнью и путешествует по выставкам.

А в мастерской сейчас «живёт» другая Оксана - Костина. С ней наш герой был знаком совсем немного. Он видел, как гимнастка, тогда уже набиравшая обороты, забегала на работу к маме, Галине Даниловне. Та работала в областной больнице вместе с супругой художника.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

- Меня тогда поразила девушка, больше похожая на четырнадцатилетнего подростка. Хрупкая, как будто светящаяся. А взгляд взрослый, глубокий, глаза - как два огонька. Она прибегает: «Мам, принеси мне кашки из столовой». Неподалёку был «динамовский» зал, где она тренировалась целыми днями, работала не хуже шахтёра - не по-детски, не по-женски, - смотрит на нарисованную Оксану наш герой. Картина была создана уже позже, по сохранившимся у мамы фотографиям.

На портрете много красного - это, по словам автора, не только напоминает о трагической гибели «визитной карточки» Иркутска девяностых, но и подчёркивает: Оксана - русская, наша. Работа уже побывала на экспозиции к 80-летию иркутского отделения Союза художников, скоро может отправиться в олимпийский Сочи. Где её доступно увидеть иркутянам, пока неизвестно. Увы, в нашем городе так и не появилось специализированного выставочного зала, где демонстрировались бы работы сибирских мастеров. Хотя, признаёт Сергей Жилин, Иркутск по накопленному слою «культурного ила» - один из богатейших сибирских городов.

- Работы иркутских мастеров старшего поколения будут достойно смотреться на выставке любого масштаба. Сегодня в Иркутске подрастает очень много талантливых художников, и нашему «сибирскому Парижу» есть чем гордиться на фоне страны.

Досье

Сергей Жилин родился в 26 мая1961 г. в посёлке Ильский Краснодарского края. Окончил художественное отделение Омского технологического института. С 1993 г. - член Союза художников России, педагог, участник городских, областных, всероссийских и зарубежных выставок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах