Примерное время чтения: 5 минут
160

Музыка на языке тела. В Иркутске поставили спектакль для глухих зрителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ в Восточной Сибири» 04/07/2019
В спектакле два главных героя - живой и кукла.
В спектакле два главных героя - живой и кукла. / Екатерина Лобан / АиФ

В Иркутском «Аистёнке» поставили первый в истории кукольный спектакль для зрителей с нарушениями слуха. В основу новой пластической постановки «Бетховин: разговорные тетради» легла яркая и трагическая судьба величайшего композитора, который написал свои лучшие произведения уже будучи глухим.

Теряющий слух, Бетховен общался с близкими с помощью разговорных тетрадей. Друзья писали для него свои реплики, и он отвечал им тоже на бумаге. Именно эти записи использовала московский режиссёр Наталья Плинт при создании необычной пьесы.

«Во многих современных театрах есть уже целая линейка инклюзивных спектаклей для людей с ограниченными возможностями зрения, для людей с аутизмом и синдромом Дауна, а слабослышащие люди оставались не у дел. Мы решили восполнить этот пробел», - говорит режиссёр.

Спектакль поставили за рекордно короткий срок. Репетиции длились всего месяц, но с утра до позднего вечера.

Мелодия - внутри

«Если ты не слышишь - не значит, что музыка недоступна, важно слышать музыку сердца», - пытаются передать со сцены актёры-куклы. Их задействовано в постановке двенадцать. Одна маленькая будуарная (это копия главного героя - Бетховена, которая временами заменяет живого актёра) и одиннадцать паркетных - они изготовлены из мягких материалов и крепятся к одежде, получается, что актёры продолжают тела своих персонажей, при этом могут управлять глазами, ртом, носом куклы. К слову, персонажи тоже необычные. Есть среди них, например, Революция, Чахотка и другие образы-аллегории.

Спектакль могут смотреть как слышащие, так и глухие люди, потому что в нём нет ни одного слова. Здесь «говорит» пластика и музыка, при этом музыкальное оформление создано с учётом особенностей восприятия людей с нарушениями слуха: низкие тона переходят в вибрации. Чтобы зрители могли их ощутить, под сиденьями установлены специальные колонки. Кстати, всем желающим перед спектаклем выдают беруши. Это помогает почувствовать себя на равных с человеком, который плохо слышит, погрузиться в мир тишины, где всё воспринимается через визуальные импульсы и вибрации.

Зритель должен поверить в себя

Актёры на языке тела рассказывают в первую очередь о том, что самая прекрасная музыка звучит внутри человека. И важно её услышать.

«Наша задача - на примере великой личности помочь людям поверить в себя, найти силы жить и творить, чтобы зритель, который лишён слуха, не опускал руки, глядя на гения Бетховена», - поясняет свою задумку режиссёр.

Главную роль в спектакле играет студент иркутского театрального училища Евгений Кириллов. Он признаётся, что работать над образом было нелегко. Тщательно изучал биографию Бетховена, читал все материалы о нём, слушал музыкальные произведения и даже ставил необычные эксперименты над собой.

Актёры на языке тела рассказывают в первую очередь о том, что самая прекрасная музыка звучит внутри человека.
Актёры на языке тела рассказывают в первую очередь о том, что самая прекрасная музыка звучит внутри человека. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

«Садясь утром в маршрутку или идя по улице на репетицию, я вставлял беруши и пытался понять, как ощущают мир глухие люди. Естественно, полностью слух не приглушается таким путём, но всё равно ты уже чувствуешь себя немного дискомфортно. Люди вокруг тебя разговаривают, поют птицы, шумит ветер, транспорт, но ты как будто отрезан от мира», - делится своими ощущениями Евгений.

Новаторской премьерой в «Аистёнке» закрыли театральный сезон. Первыми зрителями спектакля стали люди с нарушением слуха из регионального отделения Всероссийского общества глухих. Широкая публика теперь сможет посмотреть постановку только осенью.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах