Примерное время чтения: 5 минут
206

От «Матадора» до «Моста». 42 картины из Русского музея привезли в Иркутск

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Восточной Сибири 31/08/2022
Экспозицию более чем из 40 картин доставили в Иркутск из Государственного русского музея в Санкт-Петербурге.
Экспозицию более чем из 40 картин доставили в Иркутск из Государственного русского музея в Санкт-Петербурге. / Анна Попова / АиФ

С 25 августа в Галерее Сибирского искусства открывается выставка картин художников раннего авангарда из творческого объединения «Бубновый валет». Экспозицию более чем из 40 картин доставили в Иркутск из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Подробности - в материале irk.aif.ru.

Торжество цвета и формы

«Эту выставку выдающихся художников конца XIX – начала XX века демонстрировали и в Третьяковской галерее, и даже в филиале нашего музея в испанском городе Малага, - говорит генеральный директор Государственного русского музея Владимир Гусев. – Все авторы всемирно известные, и экспозиция получилась праздничная, нарядная. Эти работы говорят о важном этапе в развитии российского искусства, который стал началом серьезных переломов».

Это работы Фалька, Кончаловского, Бурлюка, Куприна, Машкова, Татлина, Гончаровой, Шевченко, Моргунова, Осьмеркина.

На картину Бурлюка «Мост» можно смотреть под любым углом.
На картину Бурлюка «Мост» можно смотреть под любым углом. Фото: АиФ/ Анна Попова

«Именно от русского авангарда начинается отсчет самостоятельного русского национально искусства, - рассказывает научный сотрудник Государственного Русского музея Олеся Любимова. – Это не только подражание и увлечение французским художникам-современникам. Многое здесь взято из русского фольклора, низового искусства. Эти художники сломали все традиции, пошли против устоявшихся академических реалистических норм, провозгласив торжество цвета и формы, сознательно ушли от анатомии и достоверности».

Картины «бубнововалетцев» разместились в двух залах Галереи Сибирского искусства. При входе в первый зрители сразу встречаются с весьма необычным полотном Давида Бурлюка «Мост. Пейзаж с четырех точек зрения». Автор написал картину таким образом, что на нее можно смотреть как вниз головой, так и под углом в 90 градусов. Хоть художник и хотел разрушить привычные формы и поставить любителей искусства в тупик, он все-таки определил «низ» картины и подписал его, чтобы работу случайно не повесили «вверх ногами».

Эти художники сломали все традиции, пошли против устоявшихся академических реалистических норм, провозгласив торжество цвета и формы, сознательно ушли от анатомии и достоверности

«У каждого из этих художников была своя схема построения мира. Именно они начали новую эру в искусстве, - добавила Олеся Любимова. - Один из участников объединения Александр Куприн даже создал «планетарную систему», в которой соотносил каждого из художников с определенной планетой, притом, что место Солнца было вакантным. Эти авторы стали настоящими классиками и до сих пор вдохновляют нас своим энергичным молодым искусством».

От неприятия к признанию

Два полотна, которые доставили в Иркутск, входят в состав основной экспозиции Государственного русского музея. Это «Матадор» Петра Кончаловского, написанный под впечатлением от поездки автора в Испанию, и «Дама с контрабасом» Ильи Машкова, изобразившего свою супругу.

«Дама с контрабасом» входит в состав основной экспозиции Государственного Русского музея.
«Дама с контрабасом» входит в состав основной экспозиции Государственного Русского музея. Фото: АиФ/ Анна Попова

В экспозиции есть все: сочные натюрморты, сцены из крестьянской или городской жизни, яркие пейзажи и даже портреты – причем, героями полотен становились не известные люди или политические деятели, а друзья и родные авторов.

Творческий почерк «бубнововалетцев» напоминает произведения Ван Гога, Матисса и Сезанна, и на первых порах вызывал недоумение и даже раздражение у публики, привычной к более реалистичной манере изображения и не ожидавшей увидеть разноцветные деревенские пейзажи и картины, напоминающие детские рисунки. В общем-то, такой реакции члены объединения и добивались, ломая старое, чтобы подготовить почву для нового. Но вот прошло более 100 лет, и они стали подлинной классикой.

«Выставка «Бубновый валет» стала самым ярким событием в нашем сотрудничестве с Государственным Русским музеем, - рассказала директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева. – С музеем мы сотрудничаем плотно не первый год. В 2017 году у нас открывался его виртуальный филиал. Также прошло несколько семинаров от специалистов из Санкт-Петербурга по работе с особенными посетителями».

Выставка «Бубновый валет» будет работать в Галерее Сибирского искусства до 26 октября. А в главном здании Иркутского областного художественного музея можно увидеть картины этих же авторов, но уже из собрания наших музеев. Среди них, например, есть несколько картин Давида Бурлюка.

А с 9 сентября в Иркутске начнутся Дни Эрмитажа. Из музея в Санкт-Петербурге в столицу Приангарья привезут выставку декоративно-прикладного искусства «Союз земли и воды». Она будет работать в главном здании Иркутского областного художественного музея.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах