Примерное время чтения: 10 минут
2201

«Кино снимать не хочу». Иван Вырыпаев о театре и вреде постмодернизма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ в Восточной Сибири» 31/05/2017
Иван Вырыпаев.
Иван Вырыпаев. / Алексей Головщиков / ИО МЦ Союза кинематографистов России

Иван Вырыпаев – фигура для Иркутска культовая, хотя и до сих пор малоизвестная широким массам. Фильм Ивана «Эйфория» отмечен призами международных фестивалей, спектакли, такие как «Кислород», «Июль», «Пьяные» - ставятся в Москве, Польше, Чехии, Англии, Франции и Канаде, он признан лучшим драматургом Германии и очень часто рядом с его фамилией в прессе появляется формулировка «надежда русской драматургии». Несмотря на все эти заслуги, Иркутск творений своего земляка почти не знает. Местные большие театры не ставят его пьесы, в гости со спектаклями не приглашают и даже не предлагают поставить лично на иркутских подмостках. Корреспондент «АиФ-Иркутск» побывал на творческих встречах с режиссером.

Кто из кого уехал?

Из Иркутска Иван Вырыпаев уехал еще в 2001 году, после долгих лет непонимания, нежелания театральных мэтров и руководителей от культуры принять нового драматурга и его «неудобную» драматургию. Сейчас, оглядывая со стороны путь Ивана, складывается ощущение, что Иркутск «уехал» из Ивана гораздо сильнее и дальше, чем Иван из Иркутска. Хорошо бы, если не навсегда.

Нельзя сказать, что в отношениях между Иваном и городом его детства ничего не изменилось. Город, как строгий и своенравный родитель, блудного отпрыска своего по происшествии лет принимает почти благосклонно – все больше появляется людей, интересующихся опытом Вырыпаева. Сам Иван, похоже, тоже сильно повзрослел. Кино больше снимать не хочет, изучает и ставит Чехова, а скоро возьмется за постановку уже второй оперы.

«Когда ты молод, ты хочешь научить. Ты появляешься в театре с четким пониманием того, как все нужно делать. И я скажу, что если молодой режиссер, приходя в театр, не заявляет: «Всех вон отсюда! Чехова, Станиславского! Я сейчас покажу вам театр…», - он и не режиссер вовсе».

Творческая встреча в Иркутске. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Дмитрий Шубин

Ивану 42 года и теперь он может смотреть на себя тогдашнего со стороны. Свое нынешнее отношение к театру и тем, кто им занимается, он определят так:

Досье:
Иван Вырыпаев родился в Иркутске в 1974 году. Окончил Высшее театральное училище им. Щукина, отделение «Режиссер драматического театра». Преподавал ГИТИСе, в школе-студии МХАТ, Варшавской академии театрального искусства. Живет и работает в Варшаве.

«Я для себя решил, кто я. А после разрешил быть всему остальному».

Людей Иван, похоже, научился понимать. Неприятие между ними он интерпретирует как настоящий художник.  И этому поспособствовало глубинное изучение законов драматургии:

«Настоящая толерантность, терпимость рождается там, где начинается понимание того, что, ты живешь в мире, где есть другие. Такие же люди, только другие – другого цвета кожи, другого мировоззрения. И тогда простая идея толерантности, которая на низком уровне звучит как «Я тебя не трогаю, и ты меня не трогай», переходит к более глубокой идее сострадания и взаимопонимания. Также и пьесы. Нельзя сказать, что вот эта плоха, а эта хорошая. У каждой пьесы есть свое содержание и форма. Может быть, мне не близко твое содержание, но я рад, что ты существуешь как форма».

Уходящая профессия

В последнее время Вырыпаев много времени посвящает исследованию драматургии, проводит лекции и семинары для тех, кому интересна профессия драматурга.

«Моя профессия – драматург – умирает. К сожалению, сейчас настало время режиссеров. Ты создаешь пьесу, приносишь ее режиссеру и все – ни тебя, как драматурга, ни пьесы уже нет. Режиссерский театр – это не пьеса, а всего лишь высказывание по поводу пьесы. Драматургия же не имеет отношения к сценарию – это вид литературы, который исполняется со сцены. Это литература, которую смотрят и слушают. Я твердо убежден, что пьесы следует ставить так, как они написаны. Драматургия рождает театр, а не наоборот».

Иван Вырыпаев во время съемок документального фильма нем.
Иван Вырыпаев во время съемок документального фильма нем. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Игорь Матей

Вырыпаев считает, что за современностью нужно идти к современным авторам. Каждый классик когда-то был модным автором своего времени. Но при этом уверен, что зритель никогда не увидит его пьесу, если она поставлена как интерпретация, если режиссер привнёс туда свое видение.

«Форма и содержание – это одно и то же! Нельзя говорить, что у пьесы есть содержание, а автор нафантазировал форму. Одно от другого неотделимо. Мы все сейчас живем в эпоху оголтелого постмодернизма, который смешал все. Получилась большая каша. И это очень вредно для любого из видов искусства. Я выступаю за чистую форму. Нельзя взять Гамлета и перенести его на Луну. Гамлет существует только в той форме, которая была выписана Шекспиром. Мы не можем ввести в его речь нецензурную брань, разбавить ее другими словами и вставками – это разобьет форму и не будет больше Гамлета.

Когда появляется цензура, я могу это понять - это реакция общества и людей, которые очень устали от искусства, которое их травмировало. Зачем осовременивать пьесу? Я не хочу смотреть современного Чехова! Я хочу смотреть того самого Чехова, знать и слышать пьесу так, как он ее написал. Не хочу слушать Моцарта на синтезаторе, мне нужно слышать те самые инструменты, для которых он писал свою музыку. Любая режиссерская метафора – это ужасно пошло. Метафора должна рождаться у зрителя.

Или вот, например. Я потратил четыре месяца, чтоб адаптировать для постановки Анну Каренину. Да, существует больше чем 150 постановок, но исследуя это произведение,  я понял, что его невозможно перенести на сцену. Каренина – это не сюжет. Вернее это и сюжет, и социально-политические высказывания, философия, а также огромные куски текста, на протяжении которых течет эта жизнь. Сделать из этого пьесу невозможно! И это при том, что адаптации этого произведения с успехом где-то идут».

Жена драматурга польская актриса Каролина Грушка дает интервью режиссеру Юрию Яшникову для фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева».
Жена драматурга польская актриса Каролина Грушка дает интервью режиссеру Юрию Яшникову для фильма «Иркутск Ивана Вырыпаева». Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Игорь Матей

Несмотря на успех практически всех кинопостановок Ивана, кино его больше не интересует. Как режиссер он принял решение полностью посвятить свое время театру, не распаляясь больше на кинематограф.

«Кино для меня – это «Трансформеры», «Человек Паук», голливудский аттракцион, картины Тарантино. Фильмы, которые я снимал – слишком авторские, массовый зритель никогда их смотреть не будет. Я и сам перестал смотреть кино, оно полностью перестало меня интересовать. Сейчас я пришел к тому, что хочу заниматься только театром и драматургией как литературой».

Быть или не быть?

Вырыпаев не хочет терять связь с Иркутском. Это видно по его интервью федеральным изданиям, по тому, как он едет по любому удобному поводу сюда, как с готовностью проводит встречи с театралами и кинематографистами.

На вопрос о том, есть ли вероятность поставить в Иркутске спектакль лично, отвечает, что это вряд ли возможно. Вся жизнь Вырыпаева протекает в Варшаве. Чтобы поставить пьесу на нашей сцене, нужно создать условия – чтобы Иван с семьей мог жить здесь какое-то время и работать с актерами. Сам он мечтает поставить пьесу на Байкале.

Документальный фильм о Вырыпаеве снимают даже во время пресс-конференций.
Документальный фильм о Вырыпаеве снимают даже во время пресс-конференций. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Марина Шкреба

Иркутск, похоже, тоже решил пересмотреть свои отношения с Иваном Вырыпаевым. В городе появился театр «Новая драма», про который Иван отзывается очень тепло, подчеркивая, что в этом театре молодые актеры занимаются тем, что ему в свое время не удалось. На сцене молодежь ставит пьесы Вырыпаева, который в свою очередь даже отказался от авторских гонораров.

Еще одна тонкая ниточка между Вырыпаевым и Иркутском – это документальный фильм, который снимает молодой режиссер Юрий Яшников. Фильм так и называется «Иркутск Ивана Вырыпаева». Съемки проходят в Иркутске и Москве, в скором времени состоятся в Санкт-Петербурге, благодаря поддержке, которую кинематографистам оказал фонд Юрия Тена.

«Мы с женой очень закрытые люди. Стараемся не рассказывать про свою жизнь, - говорит Иван Вырыпаев. – Я не считаю, что зрители должны знать личность самого художника. Но ребята меня убедили. Этот фильм больше об Иркутске, чем обо мне. О таком персонаже, который когда-то жил в городе, интервью с разными людьми, знавшими его. Согласившись на это, я даже на похоронах своего близкого друга и актера Казимира Лиске ходил с петличкой и микрофоном, а Юра снимал».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах