aif.ru counter
255

«Острая» графика. В Иркутске выставили плакаты русских и сербских авторов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ в Восточной Сибири» 17/05/2017
Иркутск – первый город России, куда приехала выставка.
Иркутск – первый город России, куда приехала выставка. © / Дарья Галеева / АиФ

В Иркутске открылась выставка социально-политических плакатов «Берега и реки», которкую проводят сразу два Союза художников - России и Сербии. Как рассказывает президент ассоциации художников сербского города Кралево Иван Милунович, идею организовать такую совместную экспозицию выдвинули у него на родине. А Иркутск стал первым городом России, куда её привезли. В таком формате она ещё не проходила даже в Москве. На вопрос: «Почему именно к нам?», куратор проекта, представитель Московского товарищества плакатистов Сергей Булкин, пожимает плечами: «Так как-то само сложилось. Я несколько раз был в Иркутске, и мне этот город очень нравится своей атмосферой».

Открытие по Принципу

На пресс-конференции перед открытием выставки журналисты по привычке зовут плакаты картинами. Никто их не исправляет - для нашей страны это отдельный вид искусства.

«Таких тиражей социально-политических плакатов как в СССР, как в России ни в одной стране не было. Это совершенно уникально для мира», - говорит Сергей Булкин.

По плакатам можно изучать историю - даже на выставке их разместили по тематическим разделам: от Первой мировой войны через революцию и Вторую мировую к перестройке и современности. Открывает экспозицию современный плакат 2015 года, посвящённый памяти Первой мировой, на котором через слово «Принцип» проходят красные, будто по трафарету написанные баллончиком, цифры 1914.

Фото: АиФ/ Дарья Галеева

«Гаврило Принцип - сербский юный патриот, который застрелил герцога Фердинанда в 1914 году, что в конечном счёте послужило поводом к началу войны. На плакате написано: «Гаврило Принцип», а дата перечёркивает часть слова - «принц», которого убили», - пояснят Сергей Булкин.

Поскольку долгое время вообще не было никаких плакатов, посвящённых Первой мировой, современные художники стали изображать образы солдат, сражавшихся в начале прошлого века, - расплывчатыми, чтобы показать, что их забывают. Плакаты, посвящённые Великой Отечественной, напротив, очень чёткие. Один из самых необычных - современный, посвящённый 70-летию Победы. На нём полосы формы заключённых концлагерей перебиваются цветами Георгиевской ленты.

«На плакате написано, что он посвящён 70-летнию освобождения Европы от фашистских захватчиков, а то ведь Европа начинает забывать, что их освободили, и в этом - заслуга советских солдат», - комментирует Сергей Булкин.

Рядом с плакатом об освобождении Европы висит его символичный «брат» 2016 года под названием «Освобождение Белграда». На нём - будто нарисованная детской рукой женщина в красном платье обнимает плачущего ребёнка под надписью «Београд 1944».

Сергей Булкин: «Таких тиражей плакатов, как в России, не было нигде».
Сергей Булкин: «Таких тиражей плакатов, как в России, не было нигде». Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Товарищ Маузер, Аврора и Гоголь

Естественно, в год 100-летия Октябрьской революции художники, острые на свой «шершавый язык», не могли обойти тему одного из основных исторических событий начала прошлого века. В «коллекции» работ этого года есть и «Товарищ Маузер» - на плакате старый ржавый револьвер стреляет датами 1917- 2017,  и схематично нарисованный крейсер «Аврора», ознаменовавший революцию, на палубе которого трубы выстраиваются в чёткое 100.

Как говорит Сергей Булкин, многие старые плакаты сейчас можно прочитать по-новому. В пример он приводит плакат Бориса Решетникова. На нём изображён солдат, протирающий дуло танка, под которым написано «Нас не трогай, мы не тронем!»

«Мне очень нравится этот плакат. Это 50-е годы, - говорит Сергей Булкин. - Хотя актуален и сейчас».

Взгляд на современность. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Плакаты, посвящённые современной истории мира более резкие, даже острые, с этаким чёрным юмором. Отдельный современный блок, рассказывает об отношении художников к известным событиям на Украине. Сразу бросается в глаза портрет Гоголя, на одной щеке писателя - российский флаг, по типу тех, что рисуют у себя на лице футбольные фанаты, на второй - украинский. Подпись снизу тоже «спортивная»: «Болеем за Гоголя!».

«Всем известно, что Николай Васильевич украинский, но русский писатель, - поясняет Сергей Булкин. - Очень ироничная работа, рассказывающая о том, что два братских народа пытаются поссорить между собой».

Тему современных вызовов развивает плакат Николая Бабина - одного из старейших русских плакатистов, посвящённый продвижению НАТО на Восток. На картине - берлинский памятник воину-освободителю, на который смотрит человек в камуфляже. Зритель видит только ноги современного солдата, на кармане его брюк красуется нашивка NATO. Надпись под картиной гласит: «Пятьдесят лет спустя». Плакат написан в 1995 году, сейчас Сергей Булкин называет его пророческим.

Плакат «Художники за мир!» иркутянина Игоря Ширшкова.
Плакат «Художники за мир!» иркутянина Игоря Ширшкова. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Кстати, его автор Николай Бабин родился в 1931 году и жив до сих пор. На выставке есть ещё одна лаконичная работа его авторства, созданная в 1975-м и, наверное, известная каждому, кому посчастливилось жить в Советском Союзе. На красном плакате портрет вождя и надпись «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи!». По словам Сергея Булкина, это самый популярный в мире плакат - в своё время он разошёлся тиражом в 6 млн экземпляров.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах