Примерное время чтения: 8 минут
223

Иркутянка Наталия Королёва получила звание «Артистка России»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ - В Восточной Сибири» 02/06/2010

«Когда смотришь спектакль, дух захватывает и слёзы наворачиваются», «Такой искренности давно не видел», «После иркутян уже больше никого не захотели смотреть», - так об игре наших актёров писали в тамбовской прессе. И это не просто громкие слова или дань вежливости провинциальному театру из Сибири, рискнувшему показать себя в центральной России. Hа тамбовский фестиваль попадает далеко не каждый коллектив. Отбором участников занимается руководитель Государственного Малого театра Юрий Соломин, и в итоге приглашения получают только 8-10 театров со всей страны.

Звёздная роль - Старуха Анна

Кроме лестных откликов иркутяне собрали практически все награды фестиваля. И самой главной из них - диплома «Артистка России», а также золотых наручных часов с символикой Малого театра - была удостоена народная артистка РФ Наталия Королёва. После возвращения в Иркутск Наталия Васильевна поделилась с еженедельником «АиФ в ВС» своими впечатлениями о гастролях, актёрской удаче и театральной жизни города.

«АиФ в ВС»: - Согласитесь, что слышать хвалебные слова о спектаклях провинциальных театров приходится довольно редко. Как вы думаете, за счёт чего вам удалось так зацепить и зрителя, и жюри фестиваля, которое наверняка видело-перевидело достойных постановок?

Наталия Королёва: - Это какая-то тайна, загадка, которая, как мне кажется, заключена в самой повести «Последний срок»: в такой же тихой манере, глубине, душевности и порядочности, которыми обладает сам Валентин Григорьевич Распутин. Зрители действительно плакали во время представления, но не о судьбе старухи Анны, которую я играю, а о своих родителях, дедушках и бабушках, которым они что-то недодали в своей жизни и уже никогда не смогут это исправить. Это самое главное в спектакле. Но то, что он такой получится, мы даже не ожидали. И то, что резонанс такой будет иметь, - тоже. «Последний срок» можно смело вывозить на любой фестиваль и получать достойные оценки и театру им. Охлопкова, и нашему городу… Но всё упирается в деньги.

«АиФ в ВС»: - Наталия Васильевна, за Старуху Анну вы получили уже вторую награду: в 2009 году - диплом «За лучшую женскую роль» VII Международного театрального фестиваля «Золотой витязь», сейчас в Тамбове - диплом «Актриса России». Вы можете назвать эту роль своим звёздным часом?

Н.К.: - Конечно. Правда, когда мне её предложили, я долго раздумывала. Мне казалось, что начинать играть старух рановато, хотелось ещё хотя бы немного побыть помоложе. Старухи-то не уйдут никуда, впереди только такие роли. Но когда согласилась и начала работать, не пожалела ни разу. И сейчас, оглядываясь назад, мне кажется, что это была какая-то судьба. Столько счастья испытываю, что у меня есть эта роль, просто купаюсь в этом. Может, лучше уже ничего и не будет в жизни, потому что подобные роли в актёрской судьбе случаются очень редко. Сколько их сыграно за 40 лет на сцене, и каждая поначалу кажется любимой. Но проходят годы, ан нет - всё забылось. А такая роль - как жемчужинка в творческой биографии.

«АиФ в ВС»: - Все актёры мужчины мерилом своей профессиональной успешности считают роль Гамлета, женщины - Джульетты. У вас есть такая роль, о которой вы мечтали, но не сыграли?

Н.К.: - Нет. Правда. Если бы я очень хотела кого-то сыграть, добилась бы этого: ходила, умоляла, выпрашивала, настаивала, самостоятельно начала бы работать, но сыграла. Я привыкла работать в театре репертуарном, где его создаёт главный режиссёр, думая о том, что сейчас нужно театру, а не артистке Королёвой. Я привыкла к тому, что роли мне давали всегда, но если бы мечтала о Джульетте, я всё равно бы её «выскребла».

«АиФ в ВС»: - Значит, вы её так и не сыграли?

Н.К.: - А я о ней и не мечтала. Меня всегда привлекали русские бабы. Я вообще не любила иностранный репертуар, где надо играть каких-нибудь графинь или американок, и кажется, что они мне и не удавались никогда. По сути своей я - простая русская баба, и эти роли всегда очень любила, и они мне удавались.

Шедевры каждый день не рождаются

«АиФ в ВС»: - На сцене нашего драматического театра вы с 1983 года. Изменился ли иркутский зритель за это время?

Н.К.: - Безусловно, причём в лучшую сторону. Был период, когда иркутяне вообще перестали в театр ходить, настолько были удручены жизнью. Мы тоже переживали трудные моменты, когда хотелось завлечь зрителя, а для этого ставили всякие пошлые комедии и развлекательные спектакли. Но люди и их не хотели смотреть. Сейчас - другой период: от телевидения, которое кормит нас какими-то фальшивыми сериалами и дешёвой поп-культурой все плюются, большое кино тоже не будоражит ум, и люди опять потянулись в театр.

«АиФ в ВС»: - Однако существует мнение, что искусство Мельпомены в настоящее время перестало быть массовым. Театр - удел избранных, а их, как известно, немного.

Н.К.: - Но в нашем драмтеатре сейчас всегда полные залы! Есть спектакли, которые идут по несколько лет, а на галёрке до сих пор сидят зрители. Появилось очень много молодёжи в театре, студенчества. Потому что душа, а она у всех одинаковая, всё равно требует работы над чем-то серьёзным.

«АиФ в ВС»: - Вы много гастролируете, отличается ли театральная атмосфера в разных городах? Или на всех сценах одинаково играется?

Н.К.: - Есть театральные города, где люди знают, как надо прийти в театр, как себя в нём вести, как важна для актёров зрительская благодарность. Вот Иркутск - очень театральный город, с давними традициями. Тамбов, откуда мы не так давно вернулись, - тоже. Есть города не театральные, где три раза хлопнут и, как говорится, дальше пойдут, или того хуже - сидят на спектакле с бутылкой пива. Не будем такие называть. А есть города избалованные многочисленными гастролёрами, например Одесса. Выступления нашего театра там начинались очень трудно: на первых спектаклях зал вообще был пустой. Но потом сработало народное радио, что иркутян таки надо посмотреть, и на третьем спектакле уже были и зал, и аплодисменты, и крики «Браво!», и цветы. Но всё равно чувствовалось, что зрители были такие настороженные: ну-ка, посмотрим, что там нам какой-то театр из Иркутска покажет?

«АиФ в ВС»: - Наталия Васильевна, а чего, на ваш взгляд, не хватает Иркутскому драматическому театру имени Охлопкова?

Н.К.: - Наверное, хорошо выученных, профессиональных кадров. К сожалению, профессионализм сейчас уходит из всех сфер нашей жизни - педагогики, медицины, и творчества в том числе. Не хватает достойной режиссуры. Хорошо, что в нашем театре есть Геннадий Шапошников, настоящий профессионал и очень интересный человек, к тому же в том возрасте, когда только работать и работать. Но с другой стороны, шедевры ведь каждый день не рождаются, да и не могут. Гениальные спектакли - это тоже произведение искусств. И чтобы оно появилось, сколько до этого надо сделать набросков, эскизов, больших и маленьких работ!

Досье:

Наталия Королёва - выпускница Свердловского театрального училища 1966 года. Творческую деятельность начала на сцене Свердловского ТЮЗа, играла в драматических театрах Новочеркасска, Черкесска, Архангельска. В Иркутске работает с 1983 года. Преподает в Иркутском театральном училище.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах