Примерное время чтения: 8 минут
220

Айдар Гайнуллин хочет сделать «народный» инструмент по-настоящему популярным

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ - В Восточной Сибири» 15/09/2010

Вместе с Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской областной филармонии, а потом и с гитаристом-виртуозом экстра-класса Дмитрием Илларионовым он исполнил произведения «великого преобразователя танго» Астора Пьяцоллы.

Хоть он и впервые в нашем городе, с Иркутском у музыканта немало общего. Наш земляк режиссёр и драматург Иван Вырыпаев сподвиг Айдара на композиторство, и баянист написал музыку к двум его фильмам. За «Эйфорию» композитор получил Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» на Венецианском фестивале и «Нику», а за «Кислород» - приз «Кинотавра».

«Иркутяне в моей судьбе»

«АиФ в ВС»: - Айдар, ваши впечатления от работы с Губернаторским симфоническим оркестром.

Айдар Гайнуллин: - Сразу видно, что это очень хороший оркестр и, главное, - профессиональный дирижёр, который сходу всё правильно понимает и чувствует. Ведь мы практически перед самым концертом распечатали ноты, за несколько часов до выступления прорепетировали и сразу всё сыграли.

«АиФ в ВС»: - А «Звёзды на Байкале» впечатлили?

А.Г.: - Это грандиозный фестиваль, как и все другие проекты Дениса Мацуева. До этого я три раза участвовал в его «Crescendo», и наконец-то он решил пригласить меня к себе на родину.

«АиФ в ВС»: - Как часто вы концертируете по России?

А.Г.: - Очень часто, я уже побывал во многих соседних с Иркутском городах: Красноярске, Чите. На самом деле, живу на два города - две недели бываю в Берлине и столько же в Москве. Из Германии очень удобно ездить с концертами по всей Европе, а Москва - выход на Россию.

«АиФ в ВС»: - Расскажите, как родилось ваше сотрудничество с Иваном Вырыпаевым?

А.Г.: - Мы познакомились через фонд Ростроповича, Ивану нужен был баянист для его спектакля «Бытие №2», и ему порекомендовали меня. Я прочитал пьесу, и сначала, конечно, были странные ощущения. Раньше я считал театр олицетворением чего-то красивого и классического, а в необычной Ваниной пьесе было даже употребление ненормативной лексики, и потом - такая сложная тема... Я сначала сомневался - соглашаться ли вообще?

«АиФ в ВС»: - Я видела эту постановку, которую вы озвучиваете, вживую - там многое построено именно на музыке, на её ритме, паузах.

А.Г.: - Да, мы вместе придумывали музыкальное оформление, долго репетировали.

«АиФ в ВС»: - И тогда по ходу работы вы поняли, что мат в спектакле не главное?

А.Г.: - Конечно! Ведь на самом деле Иван очень тонкий человек, это только со стороны кажется, что он безбашенный. На самом деле он абсолютно светло мыслит, всегда в поисках, старается обогатить свою душу, уже по двум его фильмам ясно, что он бесспорно талантлив. Его работы - действительно нечто новое в русском кинематографе.

«АиФ в ВС»: - Что вас вдохновило на музыку к «Эйфории», наверное потрясающие пейзажи, снятые на Дону?

А.Г.: - На самом деле, вначале появилась музыка, а потом было снято кино - это нестандартная ситуация, обычно всё происходит наоборот. Я прочитал текст, поговорил с Иваном, он объяснил мне, какие грани нужно подчеркнуть. Затем актёры, операторы слушали музыку и таким образом настраивались на работу. Так что можно сказать, что сам фильм родился под впечатлением музыки. Потом была работа над «Кислородом»…

«АиФ в ВС»: - И с тех пор вам, видимо, понравилось писать музыку к кино?

А.Г.: - Да, недавно я закончил музыку к фильму «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса. И впервые в истории русского кинематографа его взялся раскручивать сам Люк Бессон. Ведь ему очень понравилась эта драматическая история: действие происходит в тайге и в тундре, где живут дедушка и мальчик. Это такой жёсткий фильм, и одновременно про любовь.

Скрипку родители не потерпели бы

«АиФ в ВС»: - О вас пишут, что именно вы всколыхнули среди широкой публики волну интереса к баяну.

А.Г.: - Конечно, стараюсь популяризировать этот инструмент различными способами, поэтому играю такую разноплановую музыку. Это моя миссия. Стараюсь представлять его в новом качестве. Например, у нас с гитаристом Вячеславом Мерцаловым есть общий проект «Евразия», где мы играем мировые хиты в обработке.Впервые в истории баян звучал в легендарном зале Берлинской филармонии, где я играл с немецким симфоническим оркестром, и это выступление транслировалось по всей Германии.

«АиФ в ВС»: - А почему вы стали учиться играть на баяне, а не на скрипке например?

А.Г.: - Мой старший брат Адис тоже играет на баяне, правда он не любит выступать на сцене и работает концертмейстером. Родители решили меня направить по его стопам, ведь им очень нравится этот инструмент. Они у меня рабочие по профессии, поэтому по душе им ближе баян, а не скрипка, игру на которой, особенно в начале обучения, трудно вынести.

«АиФ в ВС»: - Родители у вас мудрые люди…

А.Г.: - Конечно. Но, кроме того, у этого инструмента много возможностей, можно играть и органную музыку, и оркестровую, и попсовую, и классическую, джазовую, народную, этническую, с различными инструментами. Хотя в большинстве стран мира его воспринимают как народный инструмент. Кстати, именно мой брат настраивал меня на успех, постоянно занимался со мной.

«АиФ в ВС»: - То есть, вы осознанно хотели стать музыкантом?

А.Г.: - Да, потому что я больше ничего не умею. Например, у меня не получается ровно класть кирпичи.

«АиФ в ВС»: - Приходилось работать на стройке?

А.Г.: - Приходилось, ведь мои родители из татарской деревни Кызыл Чишма, которая расположена в Чувашии, недалеко от Буинска, потом они переехали в Москву, где я и родился. Но мы каждое лето ездили в деревню, вот там и приходилось заниматься физическим трудом. Кстати, благодаря этим поездкам я знаю татарский язык, обычаи, танцы, песни.

«АиФ в ВС»: - Правда, что вы ещё и поёте?

А.Г.: - Да, и в эстраде, и в классическом вокале, у меня лирический баритон. Я даже второе место занял на конкурсе оперных певцов в Киеве.

«АиФ в ВС»: - Какими ещё необычными проектами вы планируете удивить своих поклонников?

А.Г.: - Сейчас, работаю над аудио-альбомом татарских сказок с нашими звёздами: Чулпан Хаматовой, Маратом Башаровым, Тимати, Алсу. Кроме того, мне предлагают написать музыку для симфонического оркестра, с этническими элементами. Сейчас готовится к постановке первый татарский мюзикл на русском языке, который ставит продюсер «Фабрики звёзд» Лина Арифулина. Вообще мне интересно всё новое. Нравится пробовать себя в разных сферах, развиваться и доказывать, что баян не только народный инструмент.

«АиФ в ВС»: - Вы ещё приедете в Иркутск?

А.Г.: - Обещание вернуться сюда с гастролями с меня взял дирижёр симфонического оркестра Иркутской филармонии Илмар Лапиньш. И знаете, я быстро соглашаюсь на предложения иркутян…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах