Примерное время чтения: 7 минут
133

Спектакли без слов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ в Восточной Сибири» 07/09/2011

Через несколько дней на фестиваль «Звёзды на Байкале» в Иркутск приедет Борислав Струлёв. Музыкант, которого называют лучшим виолончелистом планеты, объединяет инструментальную музыку с художественной гимнастикой и баснями. Его творческая биография включает выступления с лучшими симфоническими оркестрами мира, а критики говорят, что он родился с виолончелью в руках.

Русский музыкант, живущий в Америке, нашёл возможность через половину земного шара рассказать читателям «АиФ в ВС» о том, почему он не пропустил ни одного фестиваля «Звёзды на Байкале», о Сибири и судьбе классической музыки в России.

Музыкальные эстеты во всём мире восхищаются «богатым, певучим, всеобъемлющим» звуком, который извлекает из своего инструмента Борислав Струлёв. Между тем, сам музыкант рассказывает, что его «встреча» с инструментом произошла по самой что ни на есть рациональной причине:

- Когда меня привели в районную музыкальную школу, набор на фортепиано был уже завершён, остались только скрипка и виолончель. Директор обратился ко мне: «Подумай, на чём ты хочешь играть: на скрипке или на виолончели? Играя на скрипке, ты будешь заниматься стоя… А на виолончели - сидя!» - «Сидя, всё сидя!» - завопил я. И выбрал виолончель, не понимая, что это такое, - вспоминает музыкант. - С тех пор я «пою» на этом самом близком к вокалу инструменте.

Музыка - по наследству

«АиФ в ВС»:- Когда вы впервые осознали, что музыка станет делом всей вашей жизни?

Борислав Струлёв: - Всё, конечно же, зародилось в моей музыкально-вокальной семье, где все пели. В такой семье я должен был начать заниматься музыкой по определению. Когда я учился музыке, мне говорили, что не нужно играть на виолончели голые ноты. Несмотря на то, что у меня нет слов, а есть только звуки, нужно представить зрителю свою историю, свою оперу, свою драму… Конечно, «согласовав» это с композитором.

Я помню рассказы моей бабушки-пианистки. Мой дед - певец в разных жанрах, от оперетты до оперы, от песен Соловьёва-Седого до итальянских грандиозных хитов. Моя мама, которая и отвела меня в музыкальную школу, - мой музыкальный спаситель. Она всегда находит правильные слова, чтобы направить меня, найти какой-то неожиданный подход, чтобы старое произведение зазвучало по-новому. Кроме того, она потрясающая пианистка, с которой я объездил мир. Уникальное дело: мама, пианист и аккомпаниатор в одном лице, мой абсолютный герой. Мой папа - баритон, и всегда пел в хоре у Минина. …Когда меня показали в детстве «музыкальному олигарху» Тихону Хренникову, - вспоминает наш собеседник, - мои возможности внести в обыкновенный репертуар виолончелиста настоящую оперу определили наш дружбу, его поддержку, музыкальное общение. Я объездил крупнейшие города России, играя его музыку. И всегда буду благодарен Тихону Николаевичу за то, что он с ранних лет научил меня чувству артиста. Потом всё вылилось в приглашение от Исаака Стерна и Байрона Джайниса (крупнейших американских скрипача и пианиста. - Ред.) приехать в США на открытие Кеннеди-центра, где и началась моя американская жизнь.

«АиФ в ВС»:- Как вы можете со стороны оценить сегодняшнее положение России в музыкальном мире?

Б.С.:- Я думаю, ничего не становилось глобально хуже или лучше - как всегда, просто поменялись люди, акценты и ценности. Весь мир поменялся, поэтому невозможно всегда смотреть назад, надо идти вперёд. Я, например, на всех фестивалях «Звёзды на Байкале» играю для иркутян виолончельные премьеры и хочу продолжать знакомить грандиозную сибирскую публику с чем-то свежим и красивым, мощным и авангардным.

Фестиваль - это звучит гордо!

«АиФ в ВС»:- А насколько громко, по вашему мнению, на российском музыкальном пространстве звучит Сибирь?

Б.С.:- Благодаря Денису Мацуеву и его фестивалю, конечно, весь мир заговорил о Сибири по-другому. А помимо того, что заговорили, стали приезжать действительно выдающиеся люди, мировые знаменитости. Так, фестиваль Дениса - это звучит гордо! И те музыканты, что уже выступали здесь, уверяю вас, - мечта не только любого фестиваля, но и любого пятизвёздочного концертного зала.

«АиФ в ВС»:- Чем сибирский фестиваль оказался привлекательным лично для вас?

Б.С.:- Я не чувствую, что Сибирь - это невероятно далеко, это дико холодно и так далее. И я очень многое успел полюбить в Сибири: и пельмени, и омуля, и бурятские позы, и снег, и Байкал, и, конечно же, здешнюю погоду. Признаться, я даже немного ощущаю себя сибиряком.

«АиФ в ВС»:- Не приходилось ли вам сталкиваться с таким феноменом, что за рубежом вас знают лучше, чем на родине?

Б.С.:- Приходилось. Я уехал в 1993 году и перестал раз в неделю появляться на российском телевидении, как это было раньше, перестал ездить по стране. Сейчас настал новый этап: среди моих друзей и коллег есть люди, вместе с которыми мы сегодня стремимся объединить Америку и Россию. Уже открылось некое второе дыхание, и уже скоро я надеюсь задышать полной грудью, если позволят условия. Сейчас я наработал много разных программ, и во время гастролей по России моя виолончель может появляться в невероятных соединениях. Например, у нас есть дивное шоу с Тамарой Гвердцители «И Бог создал женщину». Или, скажем, виолончель и танго, виолончель с… баснями, которые читает мой друг, актёр Театра на Таганке Влад Маленко, мы назвали это действо «Басничелло». Есть шоу, где виолончельная музыка объединяется с танцем и выступлением знаменитой гимнастки Ляйсан Утяшевой… Думаю, сегодня мне есть чем удивить Сибирь.

«АиФ в ВС»:- Не планировали ли вы приехать в наш город с собственным музыкальным проектом?

Б.С.:- Планировал уже, наверное, лет пять, но пока не получается, хотя есть очень много интересных программ, которые хочется показать. Пока эту роль выполняет Денис, которому я благодарен за то, что он проводит фестиваль «Звёзды на Байкале» - этот подарок иркутянам, за то, что он сам так много играет. Я помню, как мы приезжали в Иркутск и на зимние рождественские встречи… Кажется, фестиваль уже стал для города своеобразным «допингом», очень прочно соединился с Байкалом.

Досье:

Борислав Борисович Струлёв родился Москве 21 августа 1976 года. Дядя музыканта - знаменитый певец и артист Олег Анофриев. В 1992 году стал победителем Всероссийского конкурса молодых артистов в Москве и лауреатом Международного благотворительного фонда «Новые имена». В 1993 году состоялся его дебют в Кеннеди Центре. С 1994 года живёт в США. Исполнял музыку для фильмов «Турбулентность» Люка Бессона, La Taupe Винченсо Марано, «Сатисфакции» Евгения Гришковца.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах