Поклонение духам предков, духам природы и стихий, мистические обряды и древние символы - неотъемлемая часть культуры бурят Приангарья. Шаманизм, как древнейшая религия человечества – это целый кладезь истории и культуры. Специалистов, изучающих шаманизм, в России не так много. Одна из них – Виктория Банаева, методист Усть-Ордынского центра художественных и народных промыслов.
Виктория рассказала корреспонденту «АиФ-Иркутск» что такое онгоны и какое место духи до сих пор занимают в жизни бурят.
Гобелены как обереги
Неприметное здание в посёлке Усть-Орда скрывает в себе настоящие артефакты, которые бережно собирают и реставрируют специалисты.
Только здесь можно увидеть большие гобелены, сотканные из конского волоса. Такой материал использовался вовсе не из-за дефицита ткани, буряты верили, что конский волос поможет отогнать злых духов. Технология работы с этим материалом – одна из самых древних в бурятском искусстве. Мастерицам приходилось трудиться не один месяц, да и сам конский волос очень жесткий, непослушный, от него можно стереть пальцы в кровь уже после нескольких часов работы.
Отдельная песня – это бурятские костюмы. На современного человека, привыкшего к минимализму, они производят неизгладимое впечатление: яркие и дорогие ткани, искусная вышивка и множество мелких деталей. Кстати, каждая деталь в костюме имеет значение и определенное положение, которого нельзя нарушать при создании этой одежды.
Лики онгонов
Почетное место в экспозиции музея занимают онгоны – для бурят это все равно, что иконы. Когда-то их создавали из самых разных материалов, дерева, глины и даже серебра. Каждый оногон – это вместилище духа, который способен привлечь удачу, либо наоборот, забрать ее.
Виктория Банаева |
«Это покровители всего живого. В старину сильные шаманы вселяли духов в разные фигурки, например в самодельные куклы, которые потом хранили в семье целые поколения. Такую куклу следовало помещать в самом почетном месте жилища, кормить и задабривать лакомствами», - рассказывает Виктория Банаева.
Свои онгоны по поверьям, были у каждого занятия. Одни покровительствовали охоте, другие охраняли покосные угодья. Люди боялись обидеть духов, ведь они могли наслать множество несчастий и бед, поэтому буряты испокон веков бережно относились к природе и к своей земле.
В этом году Виктория Банаева выпустила книгу «Онгоны. Бурятская иконография», где подробно описывает происхождение и предназначение духов. Кроме того, она сама делает настоящие произведения искусства - фигурки шаманов, изображения онгонов, духов разных местностей, воспроизводит точные копии древних луков и стрел.
Покровительство духов
А ведь когда-то Виктория даже и предположить не могла, что настолько серьёзно увлечётся шаманизмом и историей бурятского народа.
«У меня никогда не было тяги к искусству, - рассказывает она. - О том, что буду творить своими руками, рисовать, и тем более писать книги, я и подумать не могла. Но у каждого человека своя судьба, и, видимо, так или иначе я должна была к этому прийти».
Заинтересовавшись своей родной культурой, Виктория поняла, что должна изучить ее как можно глубже. Среди бурятов принято просить советов у шаманов. Однажды один из них сказал Виктории, что всё, что она делает, не просто так, ведь испокон веков дарханство (шаманское ремесло) считалось не женским занятием. И то, что Виктория занимается дарханством, - особый знак благосклонности божеств.
«Теперь я уверена, что духи предков помогают мне на таком непростом для женщины пути, - говорит Виктория. - Мне интересно всё, что связано с шаманизмом, кузнечеством, традиционной культурой и народным промыслом бурят. Я просто не могу удержаться и начинаю копаться всё глубже и глубже, пока не докопаюсь до сути. И когда начинаю то или иное дело, возникает ощущение, что материал сам идёт ко мне в руки, и всё у меня получается. Недавно нашему центру подарили огромную библиотеку, все книги в ней (которых уже в продаже нет и никогда не будет) посвящены истории бурят. Думаю, это тоже хороший знак для меня».