Примерное время чтения: 10 минут
987

«Замахнулись» на Вампилова. Жизнь и судьба драматурга будет экранизирована

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ в Восточной Сибири» 30/08/2017
Андрей Мерзликин воплотит на экране образ Александра Вампилова.
Андрей Мерзликин воплотит на экране образ Александра Вампилова. www.globallookpress.com

В Иркутске прошла встреча почитателей драматурга Александра Вампилова с создателями художественного фильма о нашем земляке - режиссёром Виктором Алфёровым и исполнителем главной роли Андреем Мерзликиным. Они прилетели, чтобы снять финальные и самые драматические кадры - гибель писателя. Причём прилетели именно в те августовские дни, когда в области проходили мероприятия, посвящённые и юбилейному дню рождения Вампилова, и к дате его трагической смерти. Корреспондент «АиФ-Иркутск» побывал на встрече с создателями фильма.

Всё сошлось

Досье
Александр Вампилов - советский прозаик и драматург, автор пьес "Прощание в июне", "Старший сын", "Утиная охота". Родился и работал в Иркутской области, здесь же, на Байкале, трагически погиб, не дожив до 35 лет.
На большие экраны картина «Облепиховое лето» выйдет в следующем году. Как сложится её прокатная жизнь, говорить рано, но уже сейчас понятно, что у фильма очень интересная судьба.

«Я театральный режиссёр и никогда ничего не снимал, «Облепиховое лето» - мой дебют в кино, - честно признался Виктор Алфёров. - Придумал эту идею, и ещё не дописав сценарий, мне посчастливилось случайно познакомиться с Андреем Мерзликиным. Буквально за две минуты мы сошлись так, как сливаются две реки. Дописали сценарий, сняли одну маленькую сцену и подали заявку в Министерство культуры РФ. И сразу же выиграли, хотя туда очень много заявок подают большие известные кинокомпании и продюсерские центры, а мы практически со двора - и выиграли. Потом очень быстро нашлась студия, которую заинтересовал проект».

Анжрей Мерзликин и режиссер фильма Виктор Алфёров.
Анжрей Мерзликин и режиссер фильма Виктор Алфёров. Фото: АиФ/ Наталия Горбань

И даже то, что в картине будет Байкал, её создатели называют огромной удачей.

«У нас не было средств, мы снимали в Санкт-Петербурге, и продюсеры сказали, что сцену гибели Александра снимем на Ладоге, - рассказал Андрей Мерзликин. - Я был в шоке: стыдоба! Люди, что, не знают, как Байкал выглядит? Мы не обращались ни в какие органы, не писали никакие письма, потому что это такой бюрократизм, который может съесть любое дело. А времени оставалось очень мало. Для нас было важно снять эпизод на озере именно в день гибели Александра Вампилова. И нам помог ваш губернатор. А мы воспользовались такой удачей и сняли всё, что задумывали, и даже чуть больше - и красоту Байкала, и драматические сцены».

В одном ряду с Ван Гогом и Гагариным

Разумеется, иркутяне, ревностно относящиеся к своим знаменитостям, не могли не спросить столичных гостей, почему именно Вампилов вызвал у них интерес, который в итоге привёл к созданию кино?

Досье:
Виктор Алфёров родился в Бурятии в 1977 г. Окончил Восточно-Сибирскую госакадемию культуры и искусств в Улан-Уде, затем с красным дипломом - мастерскую Марка Захарова. Работает в Москве.

Виктор Алфёров: «Пьесы Вампилова все знают и очень хорошо ставят практически в каждом театре нашей страны. Но меня всегда интересует сам художник, откуда у него взялась идея того или иного произведения, пьесы. Кроме того, я вырос в этих краях, знал, что Вампилов погиб на Байкале, а очень многие мои знакомые, и даже моя жена - а у неё два высших образования, в том числе ВГИК, - не знали. Для меня это стало некой отправной точкой. А ещё то, что Вампилов для меня - безусловный художник, стоящий в одном ряду с Ван Гогом, Моцартом, Чеховым, а о нём практически ничего в кинематографе нет. Правда, я довольно долго - четыре года - думал, имею ли право браться за эту тему».

Памятник Александру Вампилову в Иркутске.
Памятник Александру Вампилову в Иркутске. Фото: АиФ/ Артем Илошваи

Андрей Мерзликин:

Досье:
Андрей Мерзликин родился в 1973 г. в Московской области. В 1996 году с красным дипломом окончил госакадемию сферы быта и услуг в Москве, одновременно обучаясь во ВГИКе. Сыграл более ста ролей в фильмах и сериалах. В 2012 году дебютировал в качестве кинорежиссёра.
 «В начале пути мы не понимали, а сейчас уже чётко сформулировали для себя: как можно было раньше жить и не осознавать, что не снимать фильмы о таких вершинах, как Вампилов, - большое невежество со стороны нашего кинематографического сообщества? До сих пор в современной драматургии нет аналогов его творчеству. А ведь театр как вид искусства призван отражать действительность сегодняшнего дня. Как зеркало. Не ставить пьесы столетней давности и искать в них какие-то актуальные мысли. Кто мы - зрителям должна рассказывать молодая современная драматургия. Вампилов был Гагарин в драматургии (не моя цитата), то есть первым, кто осмелился её изменить, изменить угол мировоззрения на страну, на общество в тот момент. Можно сказать, что тогда реальность пришла в театр. Поэтому его не признавали и даже боялись, ведь молодой автор из глубинки двинул театр на десятилетия вперёд, а люди не понимали, что с этим делать. Хотя, кажется, ничего особенного в его пьесах нет.

Да и сама жизнь вашего земляка настолько драматична, что достойна большого серьёзного кино. Тем не менее, это огромный риск и ответственность - взяться за такую тему. Но мы рискнули и «замахнулись» на Вампилова.

Когда я учился во ВГИКе, нам всегда давали играть Островского и говорили: вот, пока вы молодые, тренируйтесь на нём. Островский - это лучший драматург для обучения студентов. А если ты самостоятельно брался за Вампилова, педагоги считали это самоуверенностью. Нужно быть очень опытным человеком, многое повидать, прочувствовать, чтобы хотя бы чуть-чуть прикоснуться к тем моментам, о которых говорит по большому счёту поэт Вампилов. Ведь его драматургия по какому-то подсознательному образному мышлению схожа с поэзией. Во всяком случае, именно так её воспринимаю я. И гибель Александра в 35 лет - это настоящая трагедия. Он, как облепиха, только набрал цвет, и возможно, нас бы ждали ещё более удивительные драматургические потрясения. Однако история, как известно, не знает сослагательного наклонения».

Место на берегу Ангары, где установлен памятный знак Вампилову.
Место на берегу Ангары, где установлен памятный знак Вампилову. Фото: АиФ/

У каждого свой образ

Разумеется, съёмочная группа не могла не побывать на малой родине своего героя - в Кутулике, где на встречу пришёл практически весь посёлок.

«Около двух часов мы держали там «оборону», - признался Андрей Мерзликин. - Люди забросали нас вопросами: почему мы снимали не у них, почему в фильме вообще не будет Кутулика, почему я не бурят? А ещё вынесли вердикт, что мы всё не так сняли, потому что не знаем, как было».

Вообще вопрос «Насколько документален фильм?» оказался очень важным не только для односельчан драматурга, а для многих его поклонников.

Андрей Мерзликин: «У каждого - свои воспоминания о драматурге, об одних и тех же событиях все рассказывают кардинально противоположные вещи. Поэтому режиссёр сделал абсолютно правильно, уйдя от документальности и оставив только образ большого писателя, глубокого, задумчивого, совестливого человека. Нам все рассказывают, что Саша был весёлым - душа компании, пел, на гитаре играл, в футбол гонял… Надеемся, что об этом снимет следующий режиссёр. Мы как бы «всковырнули» тему, и возможно, появится целая плеяда фильмов о Вампилове. И так и должно быть, ведь «Облепиховое лето» не закрывает тему. Более того, я думаю и эту мысль в Минкульте озвучил, что пришла пора ЖЗЛ не только в литературе, но и в кино. Пускай малыми бюджетными формами, пускай один отрывок из жизни - но мы узнаем о великих людях хоть немного. Сейчас мы посмотрели на жизнь Вампилова, а Шукшин? А поэт Николай Рубцов, который есть в нашем фильме? А Распутин? Это вообще отдельная картина может быть об их спайке с Вампиловым, как они шлифовали и учили друг друга. И, наверное, такой фильм лучше делать вашими силами, здесь, на месте, потому что дистанция от Москвы до Иркутска очень огромная».

Виктор Алфёров: «Я бы точно сошёл с ума, если бы приехал в Кутулик, всех послушал, а потом попытался бы всё это соединить в сценарии. Я никого не слушал, иначе фильма никогда, наверное, не было. Потому что у каждого из нас - свой Вампилов. Мы сознательно не шли по пути документальности и схожести, это совершенно авторская работа. Но естественно, перед тем как сказать: «Мотор, камера», показали сценарий Ольге Михайловне - вдове драматурга и его дочери. Они его одобрили и при этом сказали: делайте, как считаете нужным, потому что тоже не были свидетелями всех событий в жизни Александра. Но что точно есть документальное в фильме, так это его тексты, письма. Так или иначе, каждая сцена, эпизод, каждый диалог в картине соткан из переписки Вампилова, которая есть в открытом доступе, с разными людьми. Кроме того, есть записи репетиций его спектаклей, постановки в иркутском театре».

Кстати

Как утверждают создатели фильма «Облепиховое лето», книги Вампилова невозможно купить в столичных книжных магазинах, потому что их не переиздают. Они надеются, что своей работой смогут обратить внимание на произведения драматурга и кто-то решит их переиздать. А иркутянам они советуют обязательно разработать экскурсионный вампиловский маршрут, объединив в одно целое Иркутск, Кутулик, Листвянку. «Ведь Вампилов интересен всем, его пьесы ставят по всему миру», - говорит Виктор Алфёров.

И подтверждение этого - XI Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова, который пройдёт в Иркутске с 17 по 24 сентября 2017 г. В эти дни зрители увидят спектакли коллективов из Кореи, Монголии, Франции, Италии, российских городов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах