1152

В «говорушек» превращает малышей лучший логопед России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ - В Восточной Сибири» 23/03/2011

«Вот уже пятый год каждый день я проживаю счастье в профессии. Печалюсь и радуюсь вместе со своими славными малышами и их родителями - теми, кто ждёт от меня помощи и совета. И когда к концу учебного года мои «молчуны» становятся «говорушками» и «почемучками», я с удовлетворением спрашиваю себя: «Разве не в этом призвание логопеда?» - так говорит о своей работе педагог-логопед детского сада «Южанка» города Черемхово Татьяна Кислова.

Чуть больше месяца назад она стала победительницей всероссийского конкурса «Моя профессия - логопед», организатором которого является Московский государственный педагогический университет. Диплом 1 степени и ценный приз - ещё в пути, зато главная награда - признание коллег и родителей её маленьких воспитанников - уже получены.

Конкурс «Моя профессия - логопед» был объявлен в ноябре 2010-го и проходил в двух номинациях: «Фото» и «Эссе». Татьяна Кислова принимала участие в обеих. Свою работу-эссе назвала «10 шагов к счастью». Победа одновременно удивила и порадовала, тем более приятную новость Татьяна Петровна узнала в свой день рождения - 13 февраля. О таком результате она и не мечтала, ведь в конкурсе участвовали в основном высококвалифицированные специалисты из западной части России, у которых и опыта, и возможнос­тей больше.

Дефекты речи усложняются

«АиФ в ВС»: - Татьяна Петровна, как вы пришли в профессию? Почему стали именно логопедом?

Татьяна Кислова: - В 2006 году, когда я попробовала себя в качестве логопеда, за спиной было семь лет работы воспитателем детского сада и три года - в должности методиста... В 90-е годы шло катастрофическое сокращение педагогов дошкольного образования. На тот момент в детсадовских группах насчитывалось в среднем по 6 ребятишек. Необходимо было что-то предпринимать, чтобы не остаться без работы. Выход - получение высшего образования. А выбор специальности сделали всей семьёй. Случилось так, что к логопедии меня подтолкнули мои дети-погодки. Старшая дочь росла и развивалась быстро, практически с 10-ти месяцев стала «говорушкой». А вот сын -настоящий «молчун». Физически и психически - всё в норме, но… молчит. В чём причина? Посоветовавшись со знакомыми, с подругами, отправилась к специалистам. Все пожимали плечами. Следующим шагом стала учёба в Иркутском государственном педагогическом университете на дефектолога-логопеда. Но работать по профессии решилась лишь спустя два года после окончания вуза.

«АиФ в ВС»: - Не «тесно» ли вам в детском саду в небольшом провинциальном городке Черемхово? Возможно, есть желание развиваться профессионально, заниматься научной деятельностью?

Т.К.: - Разве дело в размерах и статусе города? Каждый ребёнок, любая семья, нуждающаяся в консультации логопеда, независимо от места пребывания заслуживает внимания и качественной помощи. А желание развиваться дальше не просто есть, оно огромное. Я продолжаю сотрудничать с коллегами из Московского государственного педагогического университета, публикую свой опыт в сборниках в Иркутске, Москве.

«АиФ в ВС»: - Сейчас на уровне слухов говорят о сокращении в детских садах психологов, логопедов, учителей музыки, рисования в связи с уплотнением дошкольных образовательных учреждений. Как вы к относитесь к такой оптимизации?

Т.К.: - Действительно, такие слухи имеют под собой почву. Этот вопрос поднимали и в рамках Областного образовательного форума, недавно прошедшего в Иркутске. Между тем, новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. Спрашивается, как, какой ценой? Если в старших группах некоторых детсадов списочный состав превышает норматив чуть ли не в два раза. При этом педагогов никто не освобождает от ответственности за безопасность и здоровье малышей. Говорят, частные садики решат проблему. Не факт: практика по большей части показывает их коммерческую заинтересованность, да и только.

Без логопедов в детском саду не обойтись. Доказано: малыши без дефектов речи успешно включаются в школьное обучение и реже испытывают какие-то психологические трудности.

«АиФ в ВС»: - Сегодня в среднем каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста имеет нарушения речи. Это тревожная статистика или норма? С чем это связано?

Т.К.: - К сожалению, это тревожный факт. В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями. Усложнились и сами дефекты: нарушения носят комплексный характер, а некоторые из них сопутствуют задержке психического развития. Причин масса. Среди них наследственная предрасположенность, осложнения в период беременности, в процессе родов либо после болезни мамы или малыша, неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное общее и речевое воспитание ребёнка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Компьютер или родители?

«АиФ в ВС»: - Татьяна Петровна, какой был самый тяжёлый случай в вашей практике, удалось ли с ним справиться?

Т.К.: - Как-то мама привела ко мне 5-летнего сына и со слезами просила помочь «разговорить» ребёнка. Мальчик прекрасно владел компьютером, с самозабвеньем играл в электронные игры, а из слов знал только «мама» и металлическое «бжик» - «неправильно». Это только потом я поняла, что ребёнок произносит неудачный результат игры… «Компьютерный мальчик» не любил жидкую пищу, плохо владел ложкой (он питался всухомятку за клавиатурой компьютера!). А причина банальна - некогда было родителям общаться с ребёнком, с 9 месяцев они доверили своё чадо изобретению человечества. И «злой гений» сделал своё дело…

За два года мы получили хорошие результаты: у ребёнка появилась фразовая речь. Он научился общаться с детьми и взрослыми. Сейчас нашего второклассника не узнать: он имеет «4» и «5» по математике, читает и активно проявляет себя.

«АиФ в ВС»: - Как специалиста-логопеда хочется расспросить вас про азы, которыми обычно интересуются родители. Например, как определить, что у ребёнка в раннем, «досадовском» возрасте есть проблемы с речью?

Т.К.: - Бить тревогу и обращаться к логопеду необходимо, если ребёнок не разговаривает фразами, в его лексиконе несколько лепетных и искажённых слов, если в общении с окружающими малыш не пользуется речью (предпочитает жесты, мимику), не соотносит слова с предметами и действиями, гнусавит, заикается, шепелявит, картавит и т.д. Любящий родитель внимателен к своему малышу, и он обязательно заметит что-то настораживающее.

«АиФ в ВС»: - Многих взрослых тревожит вопрос: что благоприятнее сказывается на развитии речи - чтение книг или просмотр мульт­фильмов?

Т.К.: - Гораздо важнее общаться с ребёнком лично. Если малыш с папой прочитает интересную книжку, с мамой рассмотрит картинки, с дедушкой нарисует или раскрасит главных героев, с братиком поиграет в «Называлки-Добавлялки-Узнавалки», вместе посмотрят весёлый мультик, а бабушка на ночь расскажет добрую сказку -этот малыш будет развиваться и чувствовать себя уверенным в жизни.

«АиФ в ВС»: - К сожалению, сегодня есть случаи, когда логопеды спекулируют на своей специальности. Как родители могут определить профессионализм педагога?

Т.К.: - К счастью, не встречала таких горе-коллег. А главная подсказка для родителей - прогресс в развитии их ребёнка. Но важно помнить, что работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с малышом.

Досье:

Татьяна Кислова родилась 13 февраля 1972 г. в Черемхово Иркутской области. Окончила Черемховское педагогическое училище по специальности «Воспитатель дошкольных учреждений». Работала воспитателем в детском саду, затем заместителем заведующей по воспитательной и методической работе. В 2004 г. получила специальность дефектолога-логопеда в Иркутском государственном педагогическом университете. Последние два года в рейтинге логопедов Черемхово занимает 1 место.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах