Примерное время чтения: 5 минут
194

Мобильный «развод»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ в Восточной Сибири» 07/12/2011

Каждый из нас хоть однажды получал с незнакомого номера смс-сообщение с просьбой: «У меня проблемы, позвони, если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони». Сегодня на такие уловки ведутся уже единицы. Поэтому мошенникам не остаётся ничего другого, как действовать более изощрёнными способами.

По словам операторов сотовой связи, в настоящий момент описано более 20 разновидностей телефонного мошенничества. Причём фантазии аферистов нет предела. Так, например, накануне прошлого Нового года на электронную почту многих жителей Иркутской области поступала спам-рассылка с рекламой несуществующего ресурса «Будь на связи» и услуги «Дозвонись всем», призывающей внести свой номер телефона в некий «белый список», якобы благодаря которому абонент сможет гарантированно дозвониться в новогоднюю ночь своим родственникам, друзьям и знакомым. Для регистрации требовалось отправить несколько смс-сообщений, каждое из которых стоило чуть больше 100 рублей. На уловки попались около 8 миллионов абонентов по всей стране.

Смс-лохотроны

- В последнее время мошенники разнообразили схемы обмана, включив в свой арсенал финансовые учреждения, - отмечает директор по продажам на массовом рынке Иркутского филиала одного из федеральных операторов связи Ольга Васеева.

- Абонентам, подключившим услугу «Мобильный банк», рассылают сообщения с текстом: «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, на который нужно перезвонить. На том конце провода обеспокоенному клиенту сообщают, что на банковском сервере произошёл сбой, и просят продиктовать реквизиты банковской карты для устранения неполадок. Обладая этими данными, мошенники могут легко делать любые покупки через Интернет. Между тем, избежать такого обмана просто: следует тут же позвонить в call-центр своего банка и проверить поступившую информацию.

Бывает и такое, что абоненты самостоятельно идут к ближайшему банкомату и переводят деньги аферистам. Суть мошенничества заключается в следующем: абонентам приходит смс-сообщение следующего содержания (дословно, с сохранением орфографии и пунктуации): «(bank) Заявка с карты 5.500р. Принята. Инфо 8(ххх) ххх-хх-хх». При этом в сообщении могут быть указаны другие суммы и номера телефонов. Некая «служба финансового контроля банка», принимающая звонки, обещает разобраться в ситуации. И для того чтобы избежать перевода денег, просит жертву прийти к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка. Следуя его указаниям, абонент переводит сотни, а иногда и тысячи рублей на счёт чужого мобильного телефона. При этом доверчивый клиент сознательно выбирает опцию «Оплатить услуги сотовой связи».

Ещё одна наиболее распространённая в последнее время схема обмана - лжезвонок от технической службы оператора, когда приятный голос сообщает о перенастройке сети, которая требует перенастройки телефона на новые параметры. Так, после набора продиктованной или высланной по смс комбинации цифр и знаков, мошенники благополучно списывают с вашего счёта ваши кровные.

- Главная беда в том, что в обоих случаях «догнать» свои деньги практически невозможно: оператор связи не имеет юридического права вернуть средства, так как пользователь перевёл их на чужой счёт добровольно, - поясняет Ольга Васеева.

Сами виноваты!

Большинство абонентов интересует, как мошенники узнают номера телефонов будущих жертв, названия банков, клиентами которых они являются. Не утекает ли информация из компании-оператора?

- В большинстве случаев подобные рассылки проводятся, что называется, наудачу, по произвольно выбранным номерам, - комментирует сотрудник ещё одной иркутской компании сотовой связи Сергей Становкин. - Кроме этого, многие люди беспечно оставляют свои контактные данные, заполняя различные анкеты, регистрационные формы и другие подобные документы на сайтах, в магазинах, на выставках, конференциях.

Что же делать, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников? Прежде всего, будьте бдительными - не доверяйте незнакомым звонкам и сообщениям. Не торопитесь выполнять просьбы и инструкции самозванцев. Лучше сразу позвонить в центр поддержки клиентов своего оператора и уточнить информацию. Не открывайте файлы, пришедшие посредством MMS от неизвестных отправителей. Если вы всё же попались на крючок мобильных аферистов, немедленно сообщите об этом в call-центр. Пусть вам не вернут там деньги, зато ваше обращение позволит оперативно заблокировать мошенника, и другие абоненты уже не наступят на те же грабли.

Комментарий:

Николай Фонталов, начальник отдела по раскрытию имущественных преступлений управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области:

- Практика показывает, что в полицию жертвы телефонных мошенников обращаются редко. Как правило, с заявлением приходят те, кого обманули на круглую сумму. Например, в прошлом году женщина из Черемхово отдала около 30 тысяч рублей аферистам, сообщившим, что её сын попал в ДТП. Деньги заботливая мама передала таксисту. Подобные преступления раскрыть вполне реально: есть за что зацепиться. Гораздо сложнее работать со случаями, когда люди отправляют смс-сообщения на короткий номер или перезванивают по указанному телефону и у них со счёта снимают пару-тройку сотен. Установить и задержать таких мобильных мошенников практически невозможно. Ни для кого не секрет, что большинство звонков и сообщений от аферистов поступают из мест лишения свободы, расположенных в других регионах России. Однако стоит отметить, что в последнее время эпидемия мобильных «разводов» спала - благодаря совместной работе полиции, ГУФСИН и операторов связи. У всех мобильных операторов сегодня есть специальные разделы на сайтах, посвящённые телефонным мошенничествам, где можно узнать о видах обмана и по каким номерам сообщать о фактах вымогательства. Главное - не молчать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах