Примерное время чтения: 5 минут
176

Мощи Святителя Софрония - одна из легенд столицы Приангарья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. «АиФ - В Восточной Сибири» 16/06/2010

Как свидетельствует церковная история, почти сразу после смерти Софрония в 1771 году у его гроба начали совершаться чудеса и исцеления больных. «В народе крепло желание видеть своего благоговейно чтимого иерарха в лике святых, почитаемых церковью. Это желание возрастало по мере того, как осматривались мощи епископа», - писал в одной из своих статей, посвящённых священнослужителю, иркутский историк Юрий Колмыков. Канонизация Святителя Софрония (Кристаллевского) состоялась в 1918 году, после чего его мощи находились в разных храмах Иркутска. Спустя два десятилетия - в 1938 году - эти останки были утрачены.

Слухи привели в архив

Их поисками много лет занимались и историки, и простые граждане, но безуспешно. В 2006 году этой таинственной темой заинтересовался и наш земляк Владимир Горбатов, который в настоящее время является председателем Совета прихода святого апостола Андрея Первозванного в селе Мамоны.

- Отправной точкой в моих поисках стали народные предания, - рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» Владимир Николаевич. - Их я впервые услышал ещё в конце 70-х годов от непосредственных свидетелей событий 30-х годов, которые приезжали в Михайло-Архангельский приход для поклонения мощам Святого Софрония. Одна из легенд говорила о том, что во время «ликвидации» Вознесенского монастыря они были тайно вывезены оттуда и захоронены за алтарём скита от Вознесенского монастыря, на месте которого и возник впоследствии Михайло-Архангельский приход.

Однако эти устные свидетельства требовали хоть какого-то документального подтверждения. Как считает сам Горбатов, ему несказанно повезло (или помог Божий промысел), так как он получил разрешение на работу в Госархиве Иркутской области и доступ практически во все фонды, в том числе редкие и закрытые и даже находящиеся на реставрации и восстановлении.

- Предчувствие меня не обмануло, и после трёх месяцев поисков в архивах я такие свидетельства и доказательства нашёл, - продолжает Владимир Николаевич. - Некоторые из этих фактов были известны ранее, около других историки «ходили», но не обратили внимание.

Не точка - многоточие

В последующих событиях Горбатов тоже видит Божий промысел. Чтобы начать поиски останков Святителя Софрония на территории Михайло-Архангельского храма, необходимо было получить благословение Владыки Вадима. Он его даёт, но только в том случае, если разрешит настоятель храма отец Калинник Подлосинский, известный своим жёстким нравом. Но и он идёт навстречу Владимиру Николаевичу, правда, соглашается только на обследование с использованием металлоискателей. А если они что и покажут, то - с запретом на последующее вскрытие захоронения.

- Казалось бы, всё, тупик, тем более что техники и специалистов у меня даже и среди знакомых не было, - продолжает Горбатов. - Приборы и специалисты есть у ФСБ и у «поисковых отрядов», но ни тех ни других я не знал. Но опять, как всегда, Бог меня не оставил: послал специалистов - профессиональных поисковиков из отряда «Наследие». Да и отец Калинник в итоге разрешил вскрытие захоронения и даже сам в нём принимал участие!

Пятого октября 2007 года начались непосредственные поиски мощей Святителя Софрония. Опустим многочисленные подробности этой операции, остановимся лишь на том, что на монастырском кладбище, слева от церковного алтаря, был обнаружен склеп, из которого поисковики извлекли металлическую коробку, где находились полуистлевшие доски и различные кости. По всем приметам это было именно то, что искал Владимир Горбатов. Но для полной уверенности в истинности находки необходимы были научные доказательства. Подтверждение своей гипотезы иркутянин искал у медиков, биологов, судебных экспертов, археологов, историков, физиков: кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов, зав. лабораториями и клиниками… Практически все они были в своих выводах единодушны: «Это кости человеческие - по строению, отверстиям под кровеносные сосуды, выемкам под крепление мышц, размерам и т.д.».

…И всё же окончательная точка в этой истории так и не поставлена. Дальнейшие раскопки захоронения были прекращены по настоянию отца Калинника, а поднятые останки вновь захоронены на территории Михайло-Архангельского прихода. Красивая легенда так и остаётся ею.

Продолжение темы от нашего читателя: «По следам «мощей» Святителя Софрония (Кристалевского) – епископа Иркутского»

Свои истории в рубрику «Легенды Иркутска» присылайте

на электронный адрес редакции: redaktor@aifvs.ru

или на почтовый адрес:

664011, Иркутск-11, а/я 117.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах