Примерное время чтения: 4 минуты
364

Зачем и куда рыли ходы в Иркутске?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ - В Восточной Сибири» 20/10/2010

Продолжение. Начало в № 41 «АиФ в ВС»

В XVII веке местность, которую сейчас занимает Центральный рынок, была далёкой и необжитой окраиной Иркутска. Здесь плескалось глубокое озеро, которое наши предки засыпали почти век всяким хламом, мусором, гравием с Ангары и осколочным материалом с Каштакских каменоломен Рабочего предместья.

А на месте современной площади перед Торговым комплексом была суша - там находился пороховой погреб-арсенал, от которого получила своё название улица Арсенальская - ныне Дзержинского.

Предать саморазрушению

Склад, где хранились боеприпасы и вооружение, представлял собой мощное сооружение с кирпичными стенами метровой толщины и высокой остроконечной крышей. В пороховом погребе существовали глубокие и обширные подвалы. Мало кто знал в Иркутске, что они собой представляют, однако у горожан сложилось устойчивое представление, что это были именно подземные ходы.

Пороховой погреб был построен при иркутском губернаторе Адаме Бриле в 1774 году. Более ста лет он исправно выполнял своё предназначение, но к началу XX века здание арсенала окончательно обветшало и было снято с учёта военного ведомства. С этого момента бесхозным строением заинтересовались сначала дети, а потом и губернская архивная комиссия. Сорванцы путешествовали по его таинственным подвалам в поисках кладов и приключений, а учёные мужи проводили одно заседание за другим, на которых пытались определить дальнейшую судьбу здания арсенала. Мнения разделились, в итоге было принято компромиссное решение: «…если будет необходимым это здание сохранить, но отнюдь не ремонтировать, а, оградив решёткой, предоставить собственному разрушению…» Окончательно здание перестало существовать при советской власти.

Под землёй на карете

Открыть подземный ход от арсенала до берега Ангары довелось Александру Титову. У специалиста по фундаментам и бурению водосточных скважин в своё время не было простоев в работе - множество иркутских организаций просили спасти их от затопления грунтовыми водами. Особенно часто бригадам Титова приходилось обслуживать подвалы зданий и домов, расположенных на улицах Дзержинского, Декабрьских Событий и прилегающих к ним участках. Эти места Александр прошёл вдоль и поперек, досконально изучив их подземную структуру:

- Лет двадцать назад при возведении фундамента здания треста «Иркутскжилстрой» во дворе Дома кузнеца вскрыли подземный ход, - рассказывает Александр.- Потом его заровняли землёй, а сверху положили асфальт. Через некоторое время моя бригада при бурении около двухэтажного дома на углу улиц Карла Либкнехта и Дзержинского натолкнулась на его продолжение. Там на глубине 3-х метров обнаружили значительную пустоту. То же самое повторилось у одного из домов по улице Карла Либкнехта. Следующую точку мы установили на улице Желябова, 12, где проводили аварийные работы в двухэтажном деревянном доме и при обследовании фундамента заметили провал по отмосткам. Деформация поверхности улицы показывала - под землёй идёт ход, проникнуть в который смогли со стороны улицы Халтурина. Во дворе дома № 10 мы бурили скважину, чтобы откачать воду из подвала и обнаружили открытый портал высотой примерно два, а шириной полтора метра. Внутри оказались сгнившие лиственничные плахи, лежащие по периметру, и наносы из песка и камней. Я спустился в подземный ход и двинулся вперёд. Наверное, прошёл метров тридцать и упёрся в сплошной земляной обвал.

Наложив направление подземного хода по точкам, где производилось бурение, на сетку улиц плана центра Иркутска, Александр дополнил его ещё одним ответвлением, ведущим от здания треста «Иркутскжилстрой» к Торговому комплексу. По версии Титова, это ответвление вместе с выявленным участком должно было составлять единую подземную коммуникацию, которая связывала набережную Ангары (в районе педагогического университета) с погребом-арсеналом. То есть, проходила через всю центральную часть Иркутска!

Этим подземным ходом, скорее всего, тайно доставлялись с берега Ангары в арсенал порох и вооружение. Не исключено, что доставка осуществлялась на карете или небольшой повозке, настолько огромны габариты хода…

Продолжение темы в следующем номере «АиФ в ВС».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах