По мнению Евгения Баранова - учёного-лимнолога и основателя первого в мире нерпинария, байкальский тюлень - это очень умное и способное животное, ничем не уступающее дельфинам.
- Евгений Алексеевич, расскажите, как вы познакомились с этими необычными животными, ведь ваша профессия ничего общего с биологией не имеет?
- Действительно, я закончил физфак Новосибирского университета по специальности «микроэлектроника». Уже во время учёбы стал работать. Так получилось, что попал в секретное конструкторское бюро, где мы занимались различными военными разработками, в том числе и для космических исследований. В одном из институтов Новосибирского академгородка в то время работали биологи и физики, которые занимались исследованием дельфинов и нерп. Группа изучала кислородные режимы дыхания этих млекопитающих, в перспективе полученные данные могли пригодиться военным. Я также заинтересовался данной темой.
Потом переехал в Иркутск, где стал работать в Лимнологическом институте. Тогда это научное учреждение возглавлял академик Григорий Галазий, который был заинтересован в комплексном изучении нерп. Особенно нам оказалось интересно, как при столь небольших размерах нерпы могут так долго находиться под водой - около часа. При институте находился бассейн, где жили наши подопытные. Моим первым питомцем стал одноглазый байкальский тюлень по кличке Мичиган, мы с ним подружились. Эта нерпа являлась самым настоящим испытателем - ей нравилось участвовать в различных опытах, экспериментах, очень сильно обижалась когда её игнорировали.
Последнее время мы проводили серьёзные исследования с японскими учёными. Надевали на спину животных специальную аппаратуру, которая фиксировала все перемещения нерп, глубину, на которую они ныряли, периодичность и длительность погружений. Через сутки оборудование отделялось от животного и всплывало на поверхность, по специальному радиомаяку мы находили его. В итоге, узнали о нерпе много любопытного. Например, доказано, что наша байкальская красавица - самый жирный тюлень, но такой слой жира нужен не для теплоизоляции, а для плавания и ныряния в пресной воде.
Кстати, я думаю, что из учёных физики лучше всех относятся к животным. Может потому, что понимают, как сложно устроен организм.
- А как решили начать дрессировать нерп?
- Началось всё в переломные для науки 90-е годы. Тогда у нас жили нерпы, но их нечем было кормить. Мы с ними стали ставить небольшие представления, чтобы тем самым заработать на рыбку. Определённую дрессировку, что было необходимо для проведения различных опытов, я уже с ними проводил и ранее. Например, мне нужно было замерить, как нерпа дышит после интенсивных физических нагрузок. Соответственно, приходилось заставлять своих подопытных делать определённые упражнения, а потом дышать в специальную маску, чтобы получить чёткие данные. Позже меня увлекла идея дрессировки байкальского тюленя, и я стал заниматься этим более основательно. До 2006 года я совмещал научную деятельность и работу в нерпинарии.
- Когда к вам попадает новый питомец, с чего начинается работа с ним?
- С выработки у наших подопечных определённого логического мышления и умения понимать, что от них хочет тренер. Мы начинаем с ними играть по принципу «горячо-холодно», только в качестве оценки правильности действия выступает рыбка. Например, перед нерпой ставится задача - из разных предметов выбрать средний или самый большой. Сначала животное действует «методом тыка», потом старается понять по реакции дрессировщика, за какое именно действие ей будет дана награда. Когда нерпа усваивает нужный принцип, она приходит в восторг. Посредством таких логических тестов у байкальского тюленя вырабатываются абстрактные понятия - больше, меньше, самый большой, самый длинный и т.д.
Стоит заметить, что некоторые животные не могут усвоить эти понятия, но среди нерп таких мы не встречали, все они рано или поздно понимали, чего от них хотят, и делали это не медленнее дельфинов. Нерпы очень умные животные. Мне бы очень хотелось провести сравнительный анализ интеллекта нерп и дельфинов, ведь у этих млекопитающих очень разная психология: нерпы одиночки, а дельфины - коллективные создания.
- Если нерпы такие сообразительные животные, то почему бы их не использовать в общественно-полезных работах?
- Чисто теоретически нерп можно научить выполнять нужные человеку действия. У нас в программе есть номер, когда наши питомцы спасают утопающих. Кроме того их можно научить находить браконьерские сети. Правда, сейчас такой борьбой мало кто занимается. Военные часто используют тюленей наряду с дельфинами для совершения диверсий или защиты гаваней, но от байкальской нерпы этого никто не ожидает.
- Вы часто используете слово «нерпинарий», но ведь его нет в словаре.
- Стоит отметить, что нерпинарий - это наше личное изобретение, я горжусь тем, что мы смогли найти именно такой формат показа наших питомцев. Дело в том, что нерпы сами по себе не очень крупные животные и их неинтересно смотреть с расстояния более трёх метров. А вот такое небольшое камерное помещение, как нерпинарий, - это оптимальный вариант для представлений. Здесь зрители могут рассмотреть наших звёзд очень подробно.
Ещё одна «фишка» нашего заведения - мы стараемся рассказать людям о нерпах, так как даже жители области очень мало знают об этих уникальных животных. Например, что они тесно включены в биологическую цепочку озера. Вся популяция байкальской нерпы ежедневно съедает около 500 тонн мелкой рыбы (голомянки, бычков), которая плодится достаточно бесконтрольно. Если бы не нерпы, то мелкая рыбёшка уничтожила бы весь корм и в итоге бы погиб омуль.
- Историю ваших звёзд - Тито и Неси знают многие иркутяне. Над чем вы сейчас работаете? Какие у вас планы?
- Недавно мы освоили новую форму работы - постановку мюзиклов. Мы первые, кто стал работать в этом жанре с водными млекопитающими. Одной из наших первых постановок стала сказка «Золотая рыбка». Мы постарались совместить музыку и слова ведущего с номерами наших звёзд – Тито и Несси. А в планах у нас постановка спектаклей с этнографическими элементами, но для этого нужна серьёзная подготовка. Кстати, недавно один из наших нерпинариев на Малом море оформили с учётом местного колорита, сделав его в виде юрт.
- Один из ваших питомцев Тито оказался весьма способным художником. Его картины пользуются спросом?
- Да, его творчество нравится людям. По этому поводу один из наших зрителей даже заметил, что «Кандинский отдыхает». Работы Тито часто продаются на аукционах, некоторые уходят за 4-5 тысяч. С течением времени его стиль немного меняется - сначала он рисовал мелкими мазками, мозаикой, потом непрерывными линиями, сейчас - средней длины. Так что достаточно легко можно отличить «раннего Тито» от «позднего».
Кстати, в одном из заповедников в Крыму учёные проводили исследование картин, которые создали дельфины, и обнаружили закономерность между их творчеством и состоянием здоровья, в том числе психического. К сожалению, пока таких исследований в отношение нерп не проводилось.
Досье
Евгений Баранов родился в 1956 году в посёлке Луговской Мамско-Чуйского района. В 1973 году поступил на физфак Новосибирского государственного университета, а через девять лет стал сотрудником Лимнологического института СО РАН. С 2006 года основной деятельностью Евгения Баранова является работа в собственном нерпинарии.