Примерное время чтения: 6 минут
117

Спортивная авиация вынуждена незаконно зарабатывать деньги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. "АиФ - В Восточной Сибири" 02/12/2009

Двадцать лет назад спортивная авиация в нашей стране оказалась неприкаянной. Самолётный, парашютный, авиамодельный спорт в России до сих пор «висят» в неопределённом состоянии: неясны ни перспективы, ни юридическое положение лёгкой авиации.

Ещё в начале девяностых любой житель области мог бесплатно испытать счастье свободного падения при прыжке с парашютом или, например, научиться управлять спортивным самолётом. Сегодня три секунды свободного падения и двухминутный полёт под куполом обойдутся в полторы тысячи рублей. Возможность стать пилотом-любителем исчисляется сотнями тысяч. Спортивная авиация в нашем городе, как и в стране в целом, остаётся убыточной при всей кажущейся дороговизне прыжков и полётов.

Олег Добрынин совершил 1176 прыжков с парашютом и провёл 2700 часов (больше 100 дней!) за штурвалом самолётов. Командир парашютного звена иркутского аэроклуба на аэродроме встретил будущую жену, его сын и дочь с детского сада гордятся папой-лётчиком. Совместная поездка на аэродром - семейный праздник.

«Если долго не поднимался в воздух, начинает свербить, тянет в небо. Поднимешься, сделаешь круг-другой и чувствуешь, как отпускает». За двадцать с лишним лет в аэроклубе Олег Добрынин овладел всеми видами самолётов, которые были на иркутском аэродроме. Сейчас, в период межсезонья, лётчик ждёт, когда выплатят обещанную зарплату.

Брать деньги запрещает закон

По закону аэроклубы страны сейчас должны зарабатывать своими силами, но продавать услуги они не имеют права. Как объяснил нам начальник ИАСК РОСТО Андрей Коровин, вся российская авиация поделена на гражданскую, государственную и экспериментальную. Брать деньги за свои услуги может только гражданская авиация, спортивная же и военная принадлежат к государственной. Только в отличие от военной в бюджете Министерства обороны спортивная авиация не значится.

Формально РОСТО, которому принадлежит лёгкая авиация города, - общественная организация. Государство перестало выделять деньги на подготовку лётчиков и парашютистов с 1993 года. С этого же времени аэроклубам предложили выживать хозрасчётной деятельностью, например тушить пожары или готовить десантников, получая за это государственные деньги. Однако последний государственный заказ, на котором иркутские лётчики могли законно заработать, поступал пять лет назад.

Спорт меценатов

Сегодня из 118 российских аэроклубов не убыточны 16. Как объясняет руководство иркутского АСК, секрет положительного баланса «счастливчиков» из Татарстана и Москвы в том, что их спонсирует регион. Хабаровским авиаторам «повезло» тем, что тушить пожары кроме них больше некому. Каждая область решает сама, включать ли ей в бюджет содержание аэроклуба.

При этом не стоит забывать, что один лётный час стоит десятки тысяч рублей. За месяц в небо «улетают» сотни тысяч, а миллионные вложения в отдельный вид спорта может позволить себе не каждая администрация. Быть ближе к небу - дорогое удовольствие.

Через 4 года нам не на чем будет прыгать и летать

Главное, что ставит под угрозу судьбу спортивной авиации в Иркутске, - ресурс техники. Если «железные птицы» подлежат капитальному ремонту, то парашюты безвозвратно списываются каждые 20 лет. Поэтому спустя три-четыре года может оказаться, что на иркутском аэродроме прыгать будет не на чем.

Одна парашютная система, предназначенная для новичка, сейчас стоит больше сотни тысяч рублей. Такая цена объясняется тем, что всё сырьё - вплоть до ниток - ввозится из-за рубежа и у формально российского купола на деле отечественными оказываются только металлические детали.

Кроме того, отечественный производитель не делает «скидки на массовость», поэтому обновление «парка» из тридцати-сорока парашютов обойдётся иркутскому аэроклубу в несколько миллионов рублей.

Другой ресурс - человеческий - тоже не безграничен. Сейчас 60% состава аэроклубов старше 45 лет, лётчиков и техников моложе 30 чуть больше десяти процентов. «После расформирования военного авиационного училища в городе осталось много талантливых специалистов, но чем мы их можем обеспечить, когда своим до сих пор не выплатили зарплату?» - Андрей Коровин пытался начать готовить техников на базе расформированного училища.

Министерство обороны поддер­жало проект, но денег на него не нашлось. «Мы не просим астрономических сумм - мы просим возможности зарабатывать, пока этого нет».

Новый закон: в ожидании чуда?

Промежуточный статус спортивной авиации может стать более определённым, если из общественной организации РОСТО превратится в общественно-государственную. Тогда аэроклуб сможет зарабатывать на тушении пожаров или химической обработке, появится возможность вкладывать деньги в спорт. Постановления о том, чтобы поменять статус РОСТО, аэроклубы страны ждали весь нынешний год. По последнему прогнозу, оно должно выйти 10 декабря.

Пока спортивная авиация Иркутска - между небом и землёй. А суждено ей воспарить или вернуться на землю - покажет время.

Справка:

В 1911г. в Иркутске появилась гимнастическая и воздухоплавательная дружина «Иркутский сокол», с 1926 - аэроклуб Иркутского губ­осоавиахима, в 1931-1942 - Иркутский областной аэроклуб, с 1956г. - Иркутский АСК ДОСААФ.

В числе работников и воспитанников аэроклуба двенадцать лётчиков - Героев Советского Союза, один из них, И.В Кузнецов, - также почётный член Высшего Ордена Британской империи с вручением Рыцарского креста. В аэроклубе работали и обучались кавалеры боевых орденов и медалей СССР, чемпионы и рекордсмены мира и СССР по авиационным видам спорта. Наиболее известная из них Светлана Капанина - ныне пятикратная чемпионка мира по высшему пилотажу.

В состав отряда космонавтов РФ входит воспитанник Иркутского АСК Анатолий Иванишин.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах