Примерное время чтения: 3 минуты
115

Из истории Иркутска: Мост - памятник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. «АиФ - В Восточной Сибири» 17/03/2010

А в Иркутск он прибыл на какой-то слёт или семинар по обмену опытом, - пишет Борис Хороших из Иркутска, - через несколько дней он зашёл попрощаться и рассказал нам о заключительном докладе, прозвучавшем на семинаре. Можно только догадываться, какая реакция была у слушателей, когда докладчик сказал: «Я был одним из тех, кто поставил свою подпись на смертный приговор группе инженеров-строителей Ангарского моста. Их судили как вредителей. Суть приговора заключалась в том, что мост, построенный на одной из самых быстрых в мире рек, по их вине простоит недолго, он будет быстро разрушаться. Я был тогда уверен, что мост обречён и беда неизбежно случится, и потому «строители-вредители» вместо наград получили по заслугам».

С тех пор я каждый год очень внимательно смотрю на этот мост, хожу по нему и жду, когда же он станет разрушаться. А он всё стоит и стоит… Не навредили ему ни трамваи, ни узкоколейка, по которой до самой перестройки возили по ночам платформы с многотонным грузом с завода тяжёлого машиностроения им. Куйбышева, а потом обратно с сырьём.

Может быть, тот докладчик уже давно умер, поэтому не будем судить его слишком строго. Важно то, что он во всём признался, и возможно, именно этот урок в какой-то мере помог вернуть на прежнее место памятник императору России Александру III, в период правления которого через всю страну была построена железная дорога. А ещё - вернуть доброе имя Александру Колчаку, судьба которого трагически завершилась в нашем городе.

А тем строителям моста, которых так жестоко наказали, не нужно воздвигать памятник. Они его уже себе построили, и он служит людям много-много лет. На одном из постаментов, завершающих пролёт моста на правом берегу реки, есть мемориальная доска, на которой с трудом можно прочесть такие слова: «Мост построен как памятник В.И. Ленину по инициативе иркутян в 1932-­­1936 гг. по проекту архитектора И.К. Француза и инженера П.Н. Поликарпова, нач. строительства и гл. инж. Н.А. Холин».

К этому можно добавить: «Мост построен как памятник тем, кого безвинно осудили, тем, кто вложил в него свой труд и свои сбережения».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах