aif.ru counter
163

Амурские ворота - гордость столицы Восточной Сибири

История создания ворот

Появление Амурских ворот связано с договором, заключенным в 1858 году между Россией и Китаем, согласно которому наконец-то определилась и была юридически закреплена граница между двумя империями в районе реки Амур. Левый амурский берег окончательно стал российским, правый остался за Поднебесной. Данное историческое событие произошло благодаря усилиям генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева, он же был уполномочен подписать от государства Российского этот документ. Александр I заслуги Муравьёва оценил по достоинству, и удачливый дипломат был возведен в графское достоинство с пожалованием ему почетной и вечной приставки к фамилии - Амурский.

Николай Николаевич Муравьёв был губернатором Восточной Сибири с 1847 по 1861 год и проявил себя на этом посту не только как неутомимый администратор, но и дальновидный политик и дипломат. Это именно благодаря Н. Н. Муравьёву стала возможной смелая деятельность Г. И. Невельского на Дальнем Востоке. Муравьёв хорошо понимал, какое огромное значение будет иметь река Амур для дальнейшей политики страны на востоке, поэтому и поддержал Г. И. Невельского в смелых действиях при основании военных постов в устье Амура и на Сахалине и защищал перед царём правомерность этих действий. В 1854,1855 и 1857 году он лично организовал и провёл сплавы по Амуру, в которых участвовало более 130 судов, везших переселенцев, воинские команды, провиант, лошадей и крупный рогатый скот. Благодаря умелым действиям Н. Н. Муравьева и его сподвижников, без единого выстрела, без пролития крови прошло присоединение территорий Дальнего Востока.

Именно в связи с присоединением к России Приамурского края городская Дума переименовала Заморскую улицу в Амурскую. Амурские Триумфальные ворота, еще их поначалу именовали Айгунскими, по названию города в Китае - Айгун (сегодня Хэйхэ), где и был подписан тот знаменательный договор.

В Иркутске известие о заключении Айгунского договора было получено 14 июня 1858 года.

Летописец Нит Степанович Романов писал об этом эпохальном событии:

«сообщение это «живо отозвалось... в среде иркутского торгового сословия» и пышно отпразновалось. Праздничные торжества продолжались в городе почти два месяца. В первые дни этих торжеств родилась идея встретить Н. Н. Муравьёва и сопровождающих его лиц у специально построенной Триумфальной арки, что и было сделано. Город отметил возвращение генерал-губернатора пышной иллюминацией, 26 августа состоялся бал в генерал-губернаторском доме, был устроен и фейерверк, самый блистательный, по мнению очевидцев, бывших когда- либо в Иркутске».

Интересный факт: из летописи того же Нита Степановича Романова: Н. Н. Муравьёв, узнав о готовящейся торжественной встрече, с последней трактовой станции Боково пересел на лодку и пересёк Ангару в районе губернаторского дома, избежав торжественной встречи.

Последнее упоминание об Амурских воротах

Историк Н. Полунина пишет: «Революционная хроника помнит события, развернувшиеся возле Амурских ворот 4 января 1920 г. Это был последний день пребывания в Иркутске белых. Колчаковский генерал Сычёв, покидая город, «прихватил» из Иркутского отделения Государственного банка всё имеющееся там золото, валюту, ценные бумаги. Обоз сопровождал большой конвой. Однако далеко уйти они не сумели. У Амурских ворот сычёвцев настиг отряд рабочих дружин; золотой запас был возвращён в банк».

Где были установлены Амурские ворота?

Значимость Амурской Триумфальной арки не вызывает сомнения. Она стала неотъемлемой частью Иркутска. Благодаря ей магистральная улица города получила логичное архитектурное завершение в виде классического, монументального (несмотря на деревянное исполнение) объекта. Его окружением были общественно важные здания, главное из которых - Крестовоздвиженская церковь - доминировало над всеми остальными. Из обывательской застройки Заморской улицы выделялись: Второе Общественное собрание (ул. Ленина. 2Ъ), Воскресенсно-Крестовоздвиженское училище (ул. Ленина, 56), Военно-офицерское собрание. Замыкало панораму улицы здание Охотской конторы Российской компании (угол ул. Красного Восстания, 9, ранее - Российско-Американская компания). В створе арки, на самой стрелке квартала № 130, с разрывом-проездом, располагалось первое Лютеранское (старое немецкое) кладбище, обнесенное каменной оградой (ликвидированной еще в царские времена?).

Триумфальная арка, или Амурские ворота, были установлены у Заморской заставы, откуда начиналась дорога на Байкал. Амурские ворота удачно вписались в одну из основных магистральных улиц города – Заморскую, которая с того времени стала называться Амурской (ныне ул. Ленина).

Амурские Триумфальные ворота ставились временно, и после торжеств они должны были быть убраны, но это монументальное сооружение настолько органично вписалось в городской ландшафт и облагораживало эту часть Иркутска, что городская Дума решила их сохранить в качестве памятного знака. В ходатайстве, отправленном в Петербург, говорилось о том, что Амурские ворота будут напоминать и современникам, и грядущим поколениям о славных для Отечества делах.

Сибирский Комитет определил «разрешить оставить эти ворота на будущее время». И 1 ноябри Сибирский Комитет «высочайше... разрешил оставить эти ворота на будущее время» (летопись Романова). «В просьбе... говорилось и о том, что Триумфальная арка станет постоянным и живым напоминанием и современникам, и грядущим поколениям о достославных для Отечества делах». Амурские ворота простояли более шестидесяти лет и были разобраны по причине ветхости уже в советское время, в конце 20-х годов прошлого столетия. Это очень значительный срок для сооружения, устанавливаемого временно, на один сезон.

Согласно архивным документам известно точное время их появления да основные габариты. «20 августа. Городское общество для встречи Генерал-. Губернатора Н.Н. Муравьева, возвращавшегося с Амура после заключения Айгунского договора, выстроило... триумфальные ворота, которые... были изукрашены зеленью и флагами...». «...Ворота деревянные, шириной 11,36 м, высотой 10,65 м, имели сводчатый проезд шириной 5,3 м и высотой 8 м...» .

Историки предполагают, что проект ворот был выполнен известным иркутским архитектором А.Е. Разгильдеевым, в то время исполнявшим должность городского архитектора, во всяком случае, строительство осуществлялось не без его участия, так как он в те годы исполнял должность городского архитектора, поэтому, скорее всего, это вменялось ему в обязанность.

Амурские ворота конструктивно представляли собой «некапитальное» сооружение, деревянный каркас, обшитый тесом. Зато их архитектура, несмотря на временный характер, отличалась торжественностью, была выдержана в величавых, классицистических формах, подобающих монументальным постройкам, посвященным великим событиям, которые должны вызывать чувство национального достоинства, гордости. Вся отделка монумента была выполнена тщательно, безукоризненно. Совершенно уместно появились надписи: на северном фризе, со стороны города - «Дорога к Великому океану», с южной, байкальской стороны наши предки увековечили дату великого события - «16 мая 1858 года». Так как ворота ставились временно, вряд ли тогда устраивались капитальные фундаменты, скорее всего, каркас опирался на лиственничные стулья, уложенную в забуртованную траншею.

Согласно опубликованным источникам, ворота красились в темно-синий (синий) цвет, что является, с нашей точки зрения, сомнительным, так как этот мрачный колер противоречит торжественности события, в честь которого они были воздвигнуты. Кроме того, на всех известных нам фотоизображениях начала XX века (особенно на цветных почтовых открытках) ворота не выглядят окрашенными, а наоборот имеют неокрашенную деревянную отделку. Скорее всего, синий цвет появился позже.

Высота ворот составляла более 10 метров

Ретро-изображения и обмеры позволили произвести расчет основных габаритов ворот. Масштабный коэффициент, определившийся из отношения длины ворот к значению этой же длины, позволил найти все необходимые размеры. Таким образом, с использованием соотношения современных и старорусских мер длины стали окончательно известны (полностью подтверждены ранее опубликованные данные): высота ворот - 10,65 м, что составляет 5 саженей (1 саж. * 2,134 м) и их длина - 11,36 м (5 саж. + 1 аршин (0,71 м)). К очертанию арки пролетом 5,3 метра без труда подобран модуль дорического ордера по Виньола. Так же был выполнен пропорциональный анализ с целью выяснения: использовался ли автором ворот принцип Золотого сечения, как ожидалось на предварительной стадии работы, - что и подтвердилось, пишет ЦБС города Иркутска.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах