А вот на долю некоторых малюток - с различными пороками развития - выпадают далеко не детские испытания в виде сложнейших операций.
Благо, в Иркутске их делают на самом высоком уровне - в Центре хирургии и реанимации новорождённых, являющемся гордостью Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы. Но, к сожалению, даже самые профессиональные врачи не всемогущи. Эти «волшебники узкого профиля» вряд ли могут уберечь своих пациентов от родительского равнодушия.
О судьбах «отказников», уникальных эндоскопических операциях и технологиях будущего специалисты рассказали губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву. На прошлой неделе он вместе с уполномоченным по правам ребёнка, руководителями министерств здравоохранения и социального развития посетил широко известное за пределами региона детское лечебно-профилактическое учреждение, одно из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке.
Бросить или выходить?
Отделение патологии новорождённых. Сюда попадают младенцы с врождёнными пороками сердца, центральной нервной системы и печени, недоношенные, дети от ВИЧ-инфицированных родителей. Многие из них, увы, переходят в категорию так называемых «отказников» (хотя в этой группе есть и абсолютно здоровые карапузы). Только за один день, 2 марта, в отделение поступило сразу 13 малышей, от которых официально «отреклись» единственные родные люди. Всего же в больнице находится свыше 50 деток, оставшихся без родительской опеки. У каждого из них - своя горькая судьба.
- У этого мальчика тяжёлая аномалия конечностей, мать его бросила. А этот - уже перенёс одну операцию, скоро состоится вторая, только мама его очень редко навещает, - рассказывает заведующая отделением Светлана Кузнецова, переходя от одной кроватки к другой. - А между тем был случай, когда в течение пяти лет женщина упорно выхаживала своего ребёнка: прошла с ним через многочисленные операции, длительный период реабилитации. Сейчас ему 15 лет, это совершенно нормальный, полноценный подросток.
Ещё одного младенца бросили прямо в роддоме, а другого родители бы и рады забрать, да бабушка, у которой они дружно сидят на шее, запрещает - денег еле хватает на собственное пропитание. Стоит отметить, что именно отсутствие материальных средств и жилья родительницы (как правило, молодые девушки, не связанные узами брака) чаще всего указывают в качестве причины отказа от дитя. Впрочем, как показала практика, зачастую это лишь предлог, чтобы избавиться от ответственности.
- Одна женщина родила, но сказала, что финансовой возможности растить ребёнка не имеет. Тогда помогли члены «Красного креста»: сняли ей квартиру, купили всё, что требуется малышу, регулярно приносили продукты и вещи. Однако спустя какое-то время этот ребёнок поступил к нам уже как брошенный, его обнаружили сотрудники милиции. Материнского инстинкта хватило на месяц, - поведала печальную историю корреспонденту «АиФ в ВС» Светлана Кузнецова.
Некоторые же мамашки, документально не оформив отказ, просто-напросто исчезают, пытаются забыть о своих крохах и жить дальше. Юристы больницы пытаются разыскать пропавших и привести в отделение, а врачи и медсёстры - образумить:
- Мы показываем им их деток, приговаривая, какие они у вас хорошие, какие пригожие, как смотрят на вас. Предлагаем даже лечь с ними вместе в палату, чтобы хоть какие-то чувства материнские проснулись, - вздыхает Светлана Кузнецова.
Однако на такие уговоры женщины редко поддаются. Тем не менее, мир не без добрых людей. Да и «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». В прошлом году через отделение прошли 93 «отказных» ребёнка, из них впоследствии обрели дом -26, в том числе к своим родителям вернулись шестеро, отданы под опеку или усыновлены 18, а ещё двое попали в радушные приёмные семьи. «Ячейки общества» для сирот создали две женщины в сельских районах региона, они воспитывают сразу по 6-8 ребят и полностью их обеспечивают до тех пор, пока те не достигнут совершеннолетия.
- В сравнении с 2009 годом, когда у нас было 83 «отказника», в семьи удалось устроить вдвое больше малышей, это очень хорошая тенденция, - считает наша собеседница.
Остальных переводят в детские дома. Но и тут возникает проблема. Приюты переполнены, а потому дети находятся в отделении три, четыре, а то и все шесть месяцев, вместо положенных 30 дней. Однако после визита губернатора, как нам сообщила Светлана Кузнецова, больница получила дополнительные путёвки.
Меньше боли и слёз
Центр хирургии и реанимации новорождённых - уникальное отделение, таких в России немного. Ежегодно иркутские хирурги проводят порядка тысячи операций, спасая жизни маленьких пациентов из разных городов и районов области.
- Эндоскопические операции - это для нас не далёкое будущее, а уже настоящее. И мы здесь были пионерами, впервые стали их делать в 2002 году. В чём плюсы? Это минимальная боль, короткое пребывание ребёнка в госпитале и меньше материнских слёз, - рассказал завотделением Юрий Козлов, удостоенный звания «Лучший детский хирург России-2010». - Хотя до сих пор во многих городах, даже в Москве и Санкт-Петербурге, оперируют детей по старинке, «с разрезами».
С нетерпением ждут врачи открытия нового хирургического корпуса больницы, который представляет собой шестиэтажное здание с девятью ультрасовременными операционными. Строительные работы уже завершены, идёт внутренняя отделка и закупается оборудование. Ожидается, что блок будет введён в эксплуатацию уже в августе-сентябре текущего года. И тогда, по словам Юрия Козлова, в нашем регионе появится первая «операционная будущего» - синтез современной электроники и оптических приборов. Проще говоря, все объекты, в частности, операционные столы, бестеневые хирургические лампы и эндоскопическое оборудование, будут управляться с одного рабочего места.
- Когда видишь пациента, которому 20 дней от роду и который уже успешно перенёс сложнейшую операцию, благодаря мастерству медиков, воспринимаешь это как чудо, - поделился впечатлениями Дмитрий Мезенцев. - И то, что сегодня здесь только одна действующая передовая операционная, а рядом строится здание, где их должно быть девять, - наказ и мне, и областному правительству сделать всё возможное, чтобы как можно скорее осуществить ввод нового корпуса. Тем более что его мощности позволят увеличить количество ежегодно проводимых операций на 600.
Готовы принять пациентов со всей России
Вся беда в том, что муниципальная больница не может оказывать высокотехнологическую медицинскую помощь в больших объёмах - только внутри региона. Выходом из сложившейся ситуации может стать перевод хирургического отделения в областную собственность с последующим включением клиники в федеральный перечень учреждений, имеющих право на применение высоких технологий для лечения сложных заболеваний (до сей поры прецедентов вхождения «муниципалов» в «высокий» список ещё не было. - Авт.). Тогда можно рассчитывать на получение федеральных квот на проведение уникальных операций. А это дополнительные «живые» средства из госказны, которые пойдут на дальнейшую модернизацию больницы. Проработать такую возможность губернатор поручил министру здравоохранения Приангарья Гайдару Гайдарову.
- Мы должны добиться крупной квоты от Минздрава РФ, которая позволит использовать высокий профессиональный потенциал иркутских хирургов во благо не только жителей Иркутской области, но и пациентов из других субъектов России, а также из Монголии, - отметил Дмитрий Мезенцев.
Впрочем, серьёзные суммы на развитие здравоохранения (более 8 млрд рублей) региональные власти надеются привлечь и в рамках широкомасштабной государственной программы, которая предусматривает выделение в течение ближайших двух лет из федерального бюджета 450 млрд руб. для всех субъектов Федерации.
Не менее важная задача - выстроить в регионе прозрачную и предельно эффективную систему защиты детских прав. О работе в данном направлении на одном из апрельских заседаний областного правительства отчитаются детский омбудсмен Семён Круть и главы профильных министерств.
- Вопиющие случаи жестокого обращения с детьми в Приангарье - для нас горький урок и повод обратить внимание на работу органов опеки и попечительства. Мы уже не раз были героями новостей, сопереживали событиям, которые неоднократно происходили в городе Усолье-Сибирское. Каждый из подобных инцидентов, которые, мы надеемся, будут происходить крайне редко, должен быть предметом пристального и принципиального разбирательства, - резюмировал губернатор.
А пока система создаётся, врачи продолжают ежедневно совершать свои «скромные» подвиги, бороться за жизнь брошенных малюток и делать всё возможное, чтобы вернуть их в семью.
- Вот я с вами сейчас разговариваю, а пятнадцать минут назад у меня закончилась одна операция и сейчас мне надо идти готовиться к следующей, - как бы извинился перед журналистами ведущий детский хирург страны Юрий Козлов и спешно направился в операционную, чтобы совершить очередное чудо.