До празднования юбилея Иркутска и начала БЭФа рукой подать. Перед приездом высоких гостей в городе традиционно наводят марафет: ремонтируют дороги, красят фасады и заборы «деревяшек», демонтируют уродливые рекламные конструкции. Обещают даже ближе к памятной дате провести большой субботник.
Между тем никто, похоже, не замечает обугленные дома, не один месяц, а иногда и год, «украшающие» центр города.
Дома-погорельцы
Перекрёсток улиц Некрасова и Пролетарской. Ещё весной здесь был жилой дом. Сейчас - его «останки». Обгоревший каркас стоял в неразобранном виде около двух месяцев, на днях его наконец разрушили, и теперь на углу лежит груда чёрных брёвен, мешки с мусором, бутылки, обугленные вещи - словом, помойка.
Подобная картина и на Партизанской, 24. Организованная на месте пожарища свалка делает эту и так неблагоустроенную улицу совсем неприглядной.
Как бельмо на глазу торчат сразу два дома-погорельца на улице Степана Разина. А вот на Богдана Хмельницкого, 31 обугленную двухэтажную деревяшку «спрятали» за зелёно-белым забором. Несмотря на это, чёрный каркас дома с частично уцелевшей крышей не заметит, пожалуй, только слепой.
За счёт собственника
Глядя на эти и другие головёшки, оставшиеся от деревянных домов, каждый прохожий задаёт закономерные вопросы: «Кто должен убирать это безобразие? Когда на месте пожарищ наведут порядок?».
В администрации города знают все дома-погорельцы наперечёт, однако сделать ничего не могут.
- Всё зависит от того, в чьей собственности находится здание, - комментирует заместитель главы Правобережного округа Иркутска Валерий Худобин. - Если принадлежит муниципалитету, то благоустройство территории проводят городские службы. Однако таких домов единицы. Большинство «горелок» находятся в частной собственности.
Найти управу на хозяина, признаётся чиновник, не так-то просто. «Моя земля: что хочу, то и делаю». Работу усложняет и то, что срок, в течение которого владелец сгоревшего дома должен привести в порядок место пожара, не регламентирован никакими нормативными актами.
- Максимум, что может сделать администрация, - заставить огородить пепелище забором, чтобы оно не портило внешний вид города, - добавляет Валерий Александрович.
Если бывший дом является памятником, вообще пиши пропало, признаются специалисты. Так, например, не один год иркутянам мозолит глаза горелая двухэтажка на углу К. Либкнехта и Дзержинского, затянутая баннером с нарисованным «евроремонтом».
- Это памятник регионального значения «Дом Петрова с лавкой» конца XIX века, - поясняет руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников. - Здание находилось в муниципальной собственности города Иркутска, но в 2008 году было продано на аукционе частному лицу, которое по закону должно следить за содержанием принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Что хранят «горелки»?
По словам Виталия Барышникова, памятник нельзя снести, так как он хранит информацию о прошлом. И никого при этом не интересует, что в настоящее время, здесь и сейчас, обугленные фасады несут не самую положительную информацию. Более того, они просто уродуют город.
Сколько ещё будет хранить память о прошлом сгоревший дом на Дзержинского, неизвестно, поскольку новый собственник не торопится заниматься восстановлением доставшегося ему архитектурно-исторического богатства. Получив охранное обязательство, он должен на собственные средства заказать проект реставрации, причём выполнить его должны не обычные строители, а специалисты-реставраторы. Только тогда можно эксплуатировать здание в нормальном режиме, соблюдая определённые ограничения, естественно.
- На сегодняшний день данные мероприятия собственник не исполнил. Будем понуждать его через суд, - грозится руководитель службы по охране объектов культурного наследия. К тому времени, когда собственника наконец вразумят, на «Доме Петрова с лавкой», скорее всего, успеет износиться не один баннер.
И это лишь единичный пример. На самом деле в Иркутске очень много подобных «историко-культурных ценностей», судьба которых не решается годами. Предстоящий юбилей, похоже, тоже не изменит ситуацию. Поэтому не стоит удивляться, когда в Интернете появятся неприглядные фото-отчёты туристов, посетивших Иркутск в дни празднования его 350-летия. Гостей БЭФа, конечно, можно провести по «правильным» маршрутам, а вот свободных фотохудожников вряд ли…
Кстати:
Дом Шубиных по улице Лапина, 23, пожалуй, самый знаменитый и многострадальный памятник деревянного зодчества в Иркутске. Он благополучно пережил страшный пожар 1879 года, однако за последние годы горел шесть раз. К счастью, не дотла. Кстати, по иронии судьбы напротив уникального объекта находится Главное управление МЧС по Иркутской области. Сегодня срубленная более 200 лет назад усадьба имеет жалкий вид. Памятник федерального значения находится в частной собственности и ждёт реставрации. Дождётся ли?