Примерное время чтения: 6 минут
199

Большие проблемы маленьких школ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ в Восточной Сибири» 07/09/2011

Положение школ, где учеников можно пересчитать по пальцам, в нашей стране напоминает историю с чемоданом без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело.

1 сентября в Иркутской области открылось больше пятисот таких школ, где занимается от нескольких десятков до просто нескольких детей. Ещё двадцать «малокомплекток» в этом году заморозили до той поры, пока не подрастут будущие школьники. Если не изменить действующее законодательство, большинство таких учебных заведений может оказаться под угрозой закрытия.

О том, как защитить малокомплектные школы, и почему в Сибири эта проблема стоит особенно остро, накануне рассказали представители Общероссийского народного фронта в Приангарье. Они намерены выступить с инициативой по сохранению полного объёма финансирования школ с небольшим количеством учеников. Заместитель министра образования Иркутской области Борис Михайлов и депутат Законодательного собрания Приангарья Наталья Деньгина в первые дни сентября посетили школу в деревне Малиновка Черемховского района, где первый звонок прозвенел всего для пятидесяти учеников. На примере Малиновской средней школы можно изучить всю анатомию проблемы.

Цена знаний

Малокомплектная школа - удовольствие недешёвое. Затраты на содержание одного ученика, без учёта учительской зарплаты, могут достигать в ней 20 тысяч рублей в год. В городских условиях эта цифра значительно ниже. По экономическим показателям, на первый взгляд, содержать такую школу государству как бы невыгодно. Но ведь закрыть «малокомплектку» означает только одно - подписать смертный приговор деревне.

В Иркутской области есть примеры, когда посёлки с сотнями домов исчезали с карты через несколько лет после закрытия школы. Так, директор Малиновской школы Инна Мешкова, учителя, родители и даже ученики сегодня уверены: если закрыть их учебное заведение, деревню ожидает такая же участь.

Кроме этого, именно в Сибири закрытие малокомплектной школы оказывается куда болезненнее, чем в густонаселённом центре страны. Ведь где-то детям каждый день придётся ездить за знаниями 25, а то и 40 километров в наших далеко не самых мягких климатических условиях.

Сейчас привлечь внимание к этой проблеме стремится партия «Единая Россия». Представители Общероссийского народного фронта в Приангарье намерены выступить с инициативой установить для сибирских малокомплектных школ отдельные, собственные нормативы финансирования, которые учитывали бы не только экономические, но и другие показатели - сибирские расстояния и малую населённость.

- Речь идёт о том, чтобы в полной мере сохранить финансирование для таких малокомплектных школ. С введением новой системы оплаты труда для учителей часто получается, что такие школы финансируются неполноценно, - пояснил ситуацию заместитель министра образования Иркутской области Борис Михайлов. - Сегодня председатель правительства нашей страны дал поручение рассмотреть, как всё-таки должно строиться финансирование таких школ. Мы считаем, что малокомплектные школы Иркутской области должны иметь поправочные коэффициенты, полноценно финансироваться и существовать на территории таких деревень и посёлков. Единственное исключение - начальные малокомплектные школы, которые целесообразнее сделать филиалами.

Школа на «само­финансировании»?

Свидетельство тому, что проблемы финансирования есть - недавний случай в малиновской школе. Когда комиссия не приняла здание из-за изношенности кровли, капремонт учителя и ученики делали своими силами:

- За три дня мы с родителями учеников выполнили объём работы, которого в обычных условиях хватило бы на месяц, - рассказывает директор Инна Мешкова, - сняли шифер, заменили большие шестиметровые балки, которые нам привёз местный частный предприниматель.

Несколько лет назад, вспоминает женщина, вместе с учениками они торговали выращенной на школьном участке картошкой, чтобы купить для классов шторы. Только благодаря приусадебному участку удаётся кормить школьников полноценными обедами - бюджетных средств не хватило бы. Львиная доля затрат, которые сегодня не удаётся компенсировать государству, ложится на плечи учителей и родителей.

Сегодня в малокомплектной школе должен появиться более скоростной Интернет. Раньше на подключение быстрого доступа в Сеть школам также не хватало средств. Заместитель министра образования заверил, что в этом году на увеличение скорости школьного Интернета запланировано выделить 8 млн рублей, и скоро эти средства придут и в Малиновку.

Комментарий:

Леонид Выговский, Заслуженный учитель России, Почётный гражданин Иркутской области, председатель Иркутского отделения Всероссийского педагогического собрания:

Малокомплектная школа - одно из основных звеньев в цепи образования. Как правило, там учатся дети из малых сёл, бывших колхозов, совхозов, леспромхозов. Вы знаете, что эти сёла пришли в упадок, сегодня там практически нет производства, а школа осталась. В Иркутской области более пятисот таких школ - в процентном отношении - более шестидесяти процентов.

Сегодня в малокомплектных школах особенно остро стоят проблемы с кадрами, материально-техническим обеспечением, учебным и даже санитарно-бытовым оборудованием, если хотите. Поэтому у Народного фронта одна позиция - уделять такому типу школ как можно больше внимания, сохранять эти школы, обеспечивать условия для получения образования. Там, где нет кадров и соответствующей материальной базы, нужно её создавать, так, как это сделали соответствующие шефствующие организации в селе Тимошино Жигаловского района. Или находить нетрадиционный подход, как в селе Небель Казачинско-Ленского района, где не ребят возят за 70 километров, а учителя приезжают на занятия со школьниками. В каждом отдельном случае нужно находить своё решение, вкладывать деньги, если понадобится, включать эти затраты в Народную программу.

Языком цифр:

21 малокомплектная школа - только в Черемховском районе.

Больше 500 (!) таких школ сейчас работает в Приангарье.

На 10 педагогов в Малиновской средней школе приходится 49 учеников.

10 рублей - стоимость школьного обеда в Малиновке.

3 человека сейчас учатся там в 11 классе, столько же - в первом.

Кстати:

На областной конкурс «Ученик года» от Черемховского района в этом году отправится одиннадцатиклассница из малиновки Настя Азаренко. Девушка написала лучшее эссе о том, насколько Черемховский район может быть привлекателен для туристов. Мечта школьницы - стать учителем в малокомплектной школе. И желательно в родной деревне.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах