Конкурс на проект создания нового ближне- и среднемагистрального самолета (БСМС), который в перспективе должен заменить наиболее массовый тип используемых в российской авиации лайнеров - Ту-154, был проведен в марте 2003 года «Росавиакосмосом» в рамках воплощения федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Первый опытный самолет планировалось произвести в 2005-2006 годах, а в 2009 году запуск серийного производства.
В августе того же года был объявлен победитель - проект под рабочим названием МС-21, представленный совместно ОКБ им. Яковлева и АК им. Ильюшина. Компания «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» в феврале 2008 года покинула проект.
Семейство самолетов МС-21, предназначенных для массовых перевозок на воздушных линиях, где сегодня доминируют самолеты Airbus A:20 и Boeing 737, включает три модели: MC-21-200 вместимостью 150 пассажиров; MC-21-300 вместимостью 181 пассажир; MC-21-400 вместимостью 212 пассажиров. Каждая из этих моделей также будет иметь варианты с увеличенной дальностью полета. Для базового варианта МС-21-200 коммерческая загрузка составит 18 т, крейсерская скорость 870 км/ч. Предполагается, что все модификации будут максимально унифицированы по планеру и самолетным системам и получат одинаковую кабину, рассчитанную на управление двумя пилотами. В качестве силовой установки для самолета выбраны двигатели ПД-14 пермского ОАО «Авиадвигатель» и Pratt & Whitney PW1400G. Всего будет создано 10 самолетов для летных и наземных испытаний. Год начала поставок самолета — 2017-й. Первая поставка будет первому покупателю, «Аэрофлоту».
В числе преимуществ МС-21 - салон повышенного комфорта с широкими проходами между кресел и объемными багажными отделениями, крылья из углепластика, что улучшает аэродинамику самолета и дает серьезную экономию топлива по сравнению с зарубежными моделями того же типа. Кроме того, МС-21 сможет садиться на взлетные полосы всех аэродромов, которые принимают Ту-154.
Справка | |
---|---|
Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» (входит в состав «Объединенной авиастроительной корпорации»). Возглавляет предприятие Генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» - вице-президент Александр Алексеевич Вепрев. |
К концу 2014 года - началу 2015 года на Иркутском авиазаводе, где приступили к производству МС-21, планируется завершить модернизацию сборки. Это позволит ИАЗу выполнить основной комплекс по модернизации производства. За 3 года на заводе произойдет разделение гражданского и военного производств: произведена реконструкция и перепланировка старых цехов, строительство нового корпуса под сборку военной техники. Первый лайнер МС-21 поднимется в небо во второй половине 2015 года. С 2017 года начнутся поставки самолетов по контрактам.
По предположению президента корпорации «Иркут» Алексея Федорова, в течение 10 лет, выпуск СУ-30 будет полностью прекращен, а МС-21 станет основным продуктом корпорации.
Хронология и сегодняшний день проекта:
2003 г. – победа проекта МС-21 в конкурсе на создание БСМС на замену Ту-154 и Ту-204.
2007 г. – корпорация «Иркут» назначена головным исполнителем по программе.
2008 г., август – утвержден общий облик лайнера.
2009 г. – выбор основных поставщиков компонентов лайнера (Pratt & Whitney – маршевый двигатель, Eaton - электрические и гидравлические системы).
2010 г., июль – первый твердый заказ на МС-21. Стартовым заказчиком стал малазийский холдинг Crecom, который перевел в твердый контракт предварительное соглашение, подписанное ранее.
2010 г., ноябрь – проведена серия испытаний модели самолета МС-21, позволивших определить характеристики устойчивости, управляемости и демпфирования вращения модели.
2011 г, апрель – в ЦАГИ начинаются испытания прототипа композитного крыла МС-21; завершено создание инженерного тренажера МС-21.
2011 г., август – «Иркут» готовит производственную площадку для МС-21.
2011 г., 12 сентября – президент корпорация «Иркут» Алексей Федоров в ходе Байкальского экономического форума заявил, что в первую очередь будет поставлять заказчикам версию самолёта семейства МС-21 со 180 посадочными местами (МС-21-300) вместо планируемой ранее версии со 150 креслами (МС-21-200), так как 70-80 % заявок приходит на 180-местную версию. По словам Федорова, у «Иркута» твёрдые контракты на поставку 128 лайнеров.
2011 г., ноябрь – в Ульяновске состоялся запуск строительства завода по выпуску агрегатов из композиционных материалов для самолшета МС-21 ЗАО «Аэрокомпозит».
2012 г., март – в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) завершены испытания модели ближнесреднемагистрального самолета МС-21 в аэродинамической трубе Т-104.
2012 г., 5 июня – «Иркут» и Pratt & Whitney подписали окончательное соглашение о двигателе PurePower PW1400G. Первый полет лайнера с этими двигателями запланирован на 2015 год.
2012 г., октябрь – на Иркутском авиазаводе, который был определен в качестве площадки окончательной сборки, приступили к производству МС-21.
Использованы материалы