Иркутск, 25 января – Аиф-ВС. Чиновники официально напомнили областному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) о том, что ледокол «Ангара», находящийся в региональной собственности, необходимо поддерживать в исправном состоянии, выполняя при этом все требования надзорных органов. И первым делом провести капремонт и заменить электропроводку.
Если до 1 февраля общественная организация, на балансе которой находится плавучий музей, не исправит нарушения, то на объект больше не пустят ни персонал, ни посетителей.
«Ангара» ляжет на бок?
По глубокому убеждению председателя Иркутского регионального отделения ВООПИиК Владимира КИТАЕВА, судьба уникального иркутского памятника истории и судостроения предрешена:
- На мой взгляд, сознательно готовится процесс его уничтожения: нас убеждают снять объект с баланса, потому что, видимо, кому-то он очень понадобился для иных целей. Судя по письму, за месяц мне по щелчку пальцев надо было где-то достать денег (на проведение основных ремонтных работ требуется 3,2 млн рублей, а общая смета - 9,5 млн. - Авт.) и всё сделать, иначе нас выселят. А ведь достаточно всего на восемь-девять часов оставить ледокол без отопления, как в бывших топливных баках, наполненных водой и расположенных вдоль бортов, вода замёрзнет и лёд разорвёт сталь. Если шантрапа не заберётся на беспризорный корабль и не разгромит там что-нибудь, то мороз точно своё дело сделает и весной «Ангара» будет лежать на боку у берега.
Между тем, как постоянно подчёркивает Владимир Китаев, именно сотрудники ВООПИиК спасли ледокол, который больше четверти века «мотался» по заливам и несколько раз тонул. В 1980-м поставили его на охрану как памятник областного значения, а десять лет спустя на народные деньги восстановили объект.
Фото Андрея ФЁДОРОВА
- Ни одной государственной копейки не было вложено за все эти годы, так что ледокол - безусловная собственность общественной организации, - полагает Владимир Китаев. - Сейчас мы зарабатываем деньги работой общественного музея, но средств не хватает, а между тем надзорные органы предъявляют абсолютно нереальные требования - как к кораблю, выходящему в рейс. Оказывается, нам надо иметь на борту шкипера, умеющего прокладывать курс по звёздам, и обученную судовую команду.
Не одни - так другие
Совершенно иной взгляд на ситуацию у Дмитрия КИНОЗЁРОВА, который в 2009-2010 годах возглавлял фонд культурно-досугового центра «Ледокол «Ангара». Он рассказал «АиФ в ВС», что после того, как его команду буквально «изгнали» с корабля, началась эпоха плачевного управления, которая и довела судно до сегодняшнего состояния.
- Они же всё уничтожили: детские кружки, секции, клубы, программы развития, а ещё кафе здесь открывали! - возмущается Дмитрий Евгеньевич. - За два года ничего не было сделано: 700 килограммов краски проквасили, вместо того чтобы преобразить памятник, претензии от пожарников слышатся регулярно. Стыдно просто. А ведь у нас есть конкретные предложения по поводу того, как вернуть ледоколу былую славу, и мы готовы всем коллективом вернуться и работать как прежде.
Не разделяет позицию руководителя местного отделения ВООПИиК и министр имущественных отношений Иркутской области Антон ПРОТАСОВ. На прошлой неделе он заверил журналистов в том, что региональные власти выступают исключительно за сохранение ледокола в качестве музея - ни о закрытии, ни о коммерческом использовании речи не идёт.
- В последнее время ходят слухи, что мы там чуть ли не казино собираемся открывать! Это всё чепуха, - отрезал министр.
Минимущество готово пойти навстречу ВООПИиК, сдвинуть сроки устранения замечаний, но только «если будет достигнуто понимание», в противном случае - суд, расторжение договора и новый хозяин в лице другой общественной организации или областного учреждения культуры.
В свою очередь представители общества охраны памятников сейчас мечтают об одном - заручиться поддержкой губернатора. Разумнее всего, на их взгляд, передать ледокол на баланс Центра сохранения историко-культурного наследия, тогда бы за реконструкцию памятника платил областной бюджет, а затем на базе «Ангары» создать музейный комплекс под открытым небом.