В Иркутске изменился генеральный план города. Новый вариант документа, который до этого правили в 2016 году, утвердили 29 ноября. Надо сказать, без претензий не обошлось.
А архитектор не согласен!
Сначала о самом генплане. Как говорят специалисты, новый документ меняет подход к градостроительной политике областного центра в целом, теперь Иркутск рассматривают как «систему городов». Предполагается, что спальные районы будут развиваться параллельно с центром: то есть и там, и там должно быть как жильё, так и то, что сухой язык документов называет местами приложения труда, то есть офисы, магазины, учреждения. По задумке архитекторов, если Иркутск пойдёт по этому пути, то дороги станут свободнее, потому что жители не будут «мигрировать» утром в центр города, а вечером – обратно.
На это должен повлиять и новый подход к транспортной инфраструктуре, теперь у нас в приоритете – пешеход и общественный транспорт. Город, следуя новому документу, будет отказываться от скоростных магистралей внутри города, но при этом стремиться к скоростному трамваю. Это в теории должно заставить автолюбителей отказаться от личных машин.
Новый документ пришёлся по душе не всем. В адрес аппарата Думы пришло письмо от главного архитектора Иркутской области Екатерины Протасовой. Она сообщала, что «изменения в генеральный план Иркутска в представленном виде неизбежно приведут к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения».
Как объяснил председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Александр Ким, специалисты при подготовке изменений в генплан учли все замечания федеральных и региональных чиновников, кроме одного. Спор вызвал объект на улице Красноказачьей: городские власти видят там школу, областные – административное здание. Правда, оно отображено только в проекте Схемы террпланирования региона. В действующем документе его нет, поэтому, по информации прокуратуры, изменить генплан города это не мешает. Однако у областных архитекторов есть возможность оспорить новый документ в суде.
Без сетей, зато с «обзором»
В ноябре случилось ещё одно важное для облика города событие – закончился конкурс архитекторов, которые должны были предложить лучшее в Иркутске место под концертный зал. Его ещё два года назад хотели построить на Цесовской набережной (тогда даже провели международный конкурс на лучший эскиз здания и концепцию окружающей застройки), но потом отчего-то передумали. Теперь его планируют возводить на острове Конном.
Архитектор Олег Бадула – руководитель творческой группы, ставшей победителем конкурса, считает эту площадку самой удачной: она позволит «раскрыть» объект для города, его будет хорошо видно с любого берега Ангары. Также, при шаговой доступности из исторического центра, объект окажется всё же «оторванным» от него, и это даст возможность сделать облик здания современным. Минус он видит один: на остров придётся тянуть сети, но это можно сделать за счёт инвестора. Его, правда, тоже ещё нет. Рядом с концертным залом, по задумке архитекторов, можно построить гостиницу, которая станет высотным акцентом.
Сейчас это всё звучит как утопия. Даже о примерных сроках строительства зала, и уж тем более – отеля, власти говорить затрудняются. Главный архитектор Иркутска Сергей Александров заметил только, что сначала необходимо внести изменения в Правила землепользования и застройки. Это случится не раньше апреля 2019 года. Кроме того, потребуются правки и других документов, в том числе постановления, которое запрещает возводить капитальные сооружения на островах из-за особого режима охраны. Также Александров отметил, что решение строить концертный зал на острове – не финальное.
«Любая из работ (участвовавших в конкурсе, всего их было шесть. – Прим. ред.) может пройти в реализацию. Есть в протоколе мнения экспертов, не согласных с первым местом», – отметил он, уточнив, что одним из предложенных вариантов, к примеру, была площадка на пересечении улиц Байкальской и Пискунова. Там возводить капитальные сооружения не запрещено, однако сама территория застроена частными домами с разными собственниками. Их расселение, по подсчётам Александрова, отодвинет реализацию проекта на два, а то и три года.