Люди, которые работали на госслужбе говорят, что о качестве услуг, которые власть предоставляет населению, можно судить по состоянию муниципальных предприятий, работающих в городах. В Иркутске функционируют 15 таких МУПов.
После того, как весной 2020-го мэром областного центра стал Руслан Болотов, он поручил проверить все эти предприятия.
Оказалось, не зря - почти во всех обнаружили множество проблем.
Проверкой занимались специалисты управления финансового контроля администрации города. Новый начальник этой структуры Наталья Воробель рассказала, что команда этого управления обновилась почти полностью. Дело в том, что с 2015 по начало 2020-го ведомство работало не так открыто, как того требует законодательство: планы проверок и их результаты не публиковали на официальном сайте мэрии. Теперь работать будут по-другому.
А публиковать, между тем, уже есть что: по сообщению Натальи Воробель, первые результаты проверок МУПов (а контрольные мероприятия завершили не на всех предприятиях) показали, что 9 из 15 муниципальных фирм Иркутска доведены до предбанкротного состояния: они накопили огромные долги и при этом у них нет оборотных средств, чтобы гасить задолженность.
- Совокупный финансовый результат деятельности всех МУПов по итогам 2017 года был положительный. Их прибыль составила 196 млн руб. Начиная с 2019 года и по настоящее время совокупный финансовый результат таких предприятий Иркутска отрицательный, - пояснила Наталья Воробель.
Она уточнила, что за три последних года число убыточных муниципальных предприятий выросло ровно в два раза: если в 2017 году таких было пять, а в 2018-м - семь, то к первому полугодию 2020-го количество предприятий выросло до десяти.
Рост убытков не связан с пандемией, как можно было бы подумать, копить долги предприятия начали за несколько лет до того, как на мир обрушилась коронавирусная инфекция.
В некоторых организациях, в том числе в «Иркутскавтодоре», ТЭСИ, на Центральном рынке, заменили неэффективных руководителей. Кроме того, в мэрии учредили новую структуру – комитет по экономике, который станет учредителем всех муниципальных предприятий. Это позволит проводить единую политику по восстановлению нормального функционирования МУПов.
Прибыль пошла на премии?
Так, «проверку не прошёл» директор МУП «Комбинат питания Иркутска». Специалисты выяснили, что кредиторская задолженность предприятия за полтора года выросла на 22 млн руб. Если к 1 января 2019 года долги составляли 334 млн руб., то к 1 июня 2020-го уже 356 млн руб.
И это неудивительно, учитывая, что финансами в фирме распоряжались недостаточно рачительно. Так, 12 млн руб. ушли на оплату больничных листов сотрудников, при этом руководство предприятия не стало возмещать эти расходы из средств Фонда социального страхования. Ещё почти столько же - 12,4 млн руб. составили расходы на штрафы и пени за неисполнение условий контрактов фирмы. Во время судебных тяжб МУП лишился ещё 1,3 млн руб.
24 млн руб. выделили на премии сотрудникам комбината по итогам работы в 2019 году. При этом чистая прибыль предприятия за тот год составила 25 млн руб. Более того, директор выписал подчинённым вознаграждение, не согласовав это с учредителем - департаментом образования администрации. Как следствие, за первое полугодие 2020 года МУП сработал в долг 94 млн руб
Пандемия тоже внесла свои коррективы в и без того не идеальные результаты работы комбината, здесь появилась просрочка. Дошло до жалоб родителей, которые говорили, что их детей кормят гнилыми фруктами и овощами. Стоимость испорченных продуктов, которые МУПу вернули школы и детские сады превысила 387 тыс. руб. К 10 июля этого года на складе комбината числилась продукция, срок годности которой истёк, ещё почти на миллион рублей. Среди просроченных блюд проверяющие нашли, например, 1,7 тонны (!) творожной запеканки с курагой, более 2,6 тонн (!) пудинга из творога с бананами и с грушей.
Дорог больше, чем техники
Проверив МУП «Иркутскавтодор», по итогам работы за 2019 год, управление пришло к выводу, что в целом финансовое состояние предприятия согласно отчетности удовлетворительное, однако фирме не хватает оборотных средств - то есть денег на текущую деятельность. Это мешает МУПу выполнять работы по муниципальным заказам в качестве подрядчика и вынуждает его брать кредиты, чтобы обеспечивать участие в аукционах.
««Иркутскавтодору» не хватает денег на текущую деятельность».
Убытки «Иркутскавтодор» несёт из-за того, что выполняет работы по содержанию и ремонту дорог (к ним, например, относится уборка снега) чаще, чем это предусмотрено муниципальными контрактами. Это приводит к дополнительным затратам.
- К объективным причинам можно отнести недостаток бюджета муниципального дорожного фонда для содержания дорог в нормативном состоянии. Потребность на это покрыта ценой муниципальных контрактов только на 40%. При этом комитет городского обустройства в силу бюджетного законодательства не может оплатить работы, сверх доведённых до него лимитов. Фактически, принимая решение о выполнении сверхконтрактных объёмов, руководитель предприятия действует не в интересах своей организации, растит её долги. Так, в 2019 году сверхконтрактные объёмы уменьшили прибыль МУПа больше чем на 100 млн руб., в 2020 году - еще на 172 млн руб., - объяснила Наталья Воробель, обозначив, что в условиях дефицита средств дорожного фонда необходимо определить приоритеты их расходования, например, в первую очередь выполнять предупредительные работы, препятствующие быстрому разрушению дорог.
Ещё одна проблема, которая ведёт к убыткам: «Иркутскавтодору» остро не хватает техники, поэтому предприятие вынуждено тратиться на аренду и привлекать субподрядчиков. Число таких организаций достигало 39. Здесь не обошлось без нарушений - МУП заключал с субподрядчиками договоры уже после того, как эти организации фактически выполнили работы.
Сейчас «Иркутскавтодору» удалось погасить долги перед субподрядчиками (а это больше 200 млн руб.), но в счёт средств муниципальных контрактов 2020 года. Как говорит Наталья Воробель, это неминуемо приведёт к образованию новых убытков уже к январю 2021 года.
Потеряли заказы
К убыткам муниципального предприятия «Теплоэнергосервис» (коротко ТЭСИ), которое решает вопросы электро- и теплоснабжения Иркутска, привели действия руководителя. Так посчитали проверяющие. Они отметили, что предприятие потеряло муниципальные заказы на сумму 2,9 млн руб. - это десять детских садов и одна больница, которые заключили договоры с другими организациями. Притом одну из этих организаций создал действующий работник ТЭСИ, он же был её единственным учредителем, владельцем и гендиректором. Его фирма полностью дублировала функции МУПа.
«Вскрылись» и другие нарушения - полмиллиона рублей коммунальное предприятие потратило на содержание иркутского Дома быта, хотя это здание за ним не было закреплено. Ещё 10,7 млн руб. фирма потратила на содержание арестованного имущества, в частности двух тонн мазутного топлива, компания бы не потеряла эти деньги, если бы вовремя обратилась в Арбитражный суд Иркутской области и качественно бы составила иск. Кроме этого, предприятие задолжало 140,5 млн руб. поставщикам топочного мазута, притом если долги перед одними поставщиками МУП гасил, то перед другими - не торопился.
Кстати
В АО «УКС Иркутска», владельцем которого остаётся администрация города, провели аудиторскую проверку по итогам работы в 2015 - 2019-х годах. Проверяющие заподозрили, что на предприятии создали схему незаконного вывода денег под видом проведения культурно-досуговых, имиджевых и рекламных мероприятий. Так могло «потеряться» 92 млн руб.
Размер убытков УКСа за 2019 год составил 145 млн руб., при этом генеральный директор получил премию в 1,6 млн руб., а сотрудники премии на общую сумму в 23,7 млн руб.