Примерное время чтения: 7 минут
361

Земельный вопрос. Кто должен утверждать генплан Иркутска?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ в Восточной Сибири» 19/12/2018
Передел генплана может вернуть точечную застройку?
Передел генплана может вернуть точечную застройку? / Светлана Чернышова / АиФ

С 1 января 2019 года столице региона должны были вернуться полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Город больше года готовился эти полномочия принять, в том числе внёс соответствующие изменения в бюджет, в структуру администрации.

Иркутские власти, общественники и представители архитектурного сообщества обеспокоены: то, к чему так тщательно готовились, может отодвинуться ещё на семь лет. Правительство Иркутской области подготовило законопроект, согласно которому права по распоряжению неразграниченными землями могут остаться у региона до 2026 года.

Каковы последствия?

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников с такой инициативой категорически не согласен. Его поддерживают неравнодушные иркутяне, в том числе почётные граждане города, депутаты Думы Иркутска. Они собрались на публичном совещании в администрации областного центра.

«С 2015 года мы на всех уровнях добивались, чтобы эти права вернулись муниципалитету», – напомнил в начале встречи Дмитрий Бердников.

Он пояснил, что вопрос стоял остро: в администрацию постоянно поступали жалобы от жителей микрорайонов Лесной и Славный, посёлка Боково, в которых минимущества региона выделяло земельные участки под строительство, в том числе многодетным семьям. Но необходимую инфраструктуру так и не начали создавать. Несмотря на то что эти районы входят в границы Иркутска, муниципальные власти не имели права делать там даже малейшее благоустройство, не говоря уже о строительстве дорог и социальных объектов. Это подтвердили и сами жители.

«Мы на собственном опыте испытали, каково это – жить на земле, у которой нет хозяина. Многодетные семьи, которые получили здесь участки, были вынуждены за свой счёт строить подъездные пути к домам», – отметил представитель ТОС «Лесной» Георгий Комаров.

«В Лесном живут 3,5 тыс. человек, но там даже школы не было. Когда встал вопрос, где её строить, мы и столкнулись с этими неразграниченными землями. Вроде бы и потребность есть, и участок, а строить нельзя», – разводит руками депутат Думы Иркутска Антонина Корочкина (в её избирательный округ входят микрорайоны Лесной, Зелёный и Славный).

Лесной – не единственный пример, когда выделение неразграниченных земель принесло жителям проблемы. Как рассказал депутат Думы Иркутска Александр Квасов, в его избирательном округе с сомнительной стройкой столкнулись жители микрорайона Солнечного. Предприниматель хотел построить во дворе многоуровневую парковку, администрация города много раз ему отказывала, однако, когда у областного центра забрали возможность распоряжаться этим участком, стройка всё же началась.

«Жители недовольны, говорят, что гораздо лучше в центре их двора смотрелась бы детская площадка или хоккейный корт», – говорит депутат.

А причины?

Помимо поправок о распоряжении неразграниченными землями в законопроекте предусмотрены изменения, касающиеся генерального плана Иркутска. Согласно документу, размещённому на едином портале независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, полномочия по разработке и утверждению генплана тоже могут уйти на региональный уровень. Такая инициатива иркутян удивила. 

«Если говорить упрощённым языком, то наши коллеги считают, что городская власть не способна самостоятельно формировать градостроительную политику, решать вопросы благоустройства, застройки города. Не знаю, что подвигло их к такому поспешному решению», – сказал мэр, уточнив, что такого мнения об Иркутске придерживаются не все: в июле этого года город взял высшую награду на первом Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», а в ноябре – золотой знак на фестивале «Зодчество».

 «В Иркутске разработан инновационный генеральный план, самые детальные в России правила землепользования и застройки для «Иркутских кварталов». Минстрой РФ взял их в прошлом году в качестве примера, чтобы показать другим регионам страны, как вообще нужно разрабатывать такого рода документы», – отметил руководитель АНО «Иркутские кварталы», один из разработчиков 130-го квартала Сергей Маяренков.

По словам председателя правления Иркутского регионального отделения Союза архитекторов России Игоря Козака, профессиональное сообщество на федеральном уровне считает Иркутск одним из лидеров в градостроительной политике.

«Всего в двух городах России – у нас и в Севастополе – проводили конкурсы на концепцию пространственного развития, результаты которых должны учитываться при разработке градостроительных документов. Больше таких объёмных работ не было нигде», - объяснил Игорь Козак.

Он добавил, что практику передачи полномочий по разработке генерального плана на региональный уровень уже пытались вводить несколько лет назад во Владивостоке и Екатеринбурге. В обоих городах опыт оказался негативным.

Дмитрий Бердников ответил, что намерен донести позицию горожан до Законодательного собрания Иркутской области, которое будет рассматривать законопроект, чтобы не допустить повторения такого опыта в Иркутске. Кроме того, Общественная палата Иркутска подготовила обращение к областному правительству и депутатам регионального парламента. Общественники просят сохранить полномочия по распоряжению неразграниченными землями, разработке генерального плана и правила землепользования и застройки за Иркутском.

Комментарии

Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен:

«Суть новой муниципальной политики можно определить одним словом: «децентрализация». Сейчас продолжается интенсивная работа по поиску механизмов перераспределения полномочий, финансовых и материальных ресурсов между уровнями публичной власти.

Они должны быть переданы на тот уровень власти, который сможет исполнять их более эффективно. Кстати, это один из основных посылов Европейской хартии местного самоуправления, которую Россия ратифицировала.

К вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки территорий, выдача разрешений на строительство. В мае 2017 года ЗС региона приняло закон, с 1 января 2019-го наделяющий Иркутск полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация города под руководством мэра провела подготовительную работу, затрачены бюджетные средства. Поэтому для меня выглядит странной инициатива об отмене этого закона: причин нет, примеров неэффективного администрирования нет.

Главная проблема Иркутской области – отсутствие преемственности. Каждый новый губернатор считает своим долгом кардинально пересматривать наработки предшественника. В итоге страдают жители. Правила игры постоянно меняются, результат становится эфемерной категорией. Спросить не с кого».

Председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв:

«Сейчас действует прозрачный механизм утверждения градостроительных документов: администрация разрабатывает генеральный план и правила землепользования и застройки, затем они проходят публичное обсуждение, а после Дума принимает решение: утверждать документы или нет. Соответственно, существует баланс исполнительной власти и законодательной. Депутаты Думы, имея непосредственное отношение к городу, принимают решение в том числе о том, стоит ли менять назначение того или иного земельного участка.

Если изучить подготовленный законопроект, то можно убедиться: по мнению его авторов, генплан должна единолично принимать региональная исполнительная власть, даже без участия Законодательного собрания. Министерство хочет взять на себя полномочия просто вносить изменения по своему усмотрению. Это в корне противоречит системе сдержек и противовесов».

Кандидат биологических наук Виктор Кузеванов:

«Последствия принятия такого закона могут быть самые печальные. Из-за бюрократических вопросов Иркутск минимум на год затормозит в развитии, а возможно, и шагнёт на пару лет назад. Пострадают в первую очередь жители города. В новом генеральном плане защищены рекреационные территории вдоль Иркута и Ушаковки. Наконец началась работа по очистке этих участков, находящихся в собственности или аренде.

Передел генплана может вернуть точечную застройку, с которой борется городская власть и общественники. Под удар могут попасть озёрно-болотный комплекс «Птичья гавань», парк Парижской Коммуны, роща «Звёздочка» и другие важные для города объекты».

Почётный гражданин Иркутска, президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат:

«В тишине кабинетов такие вопросы, как передача полномочий по разработке генплана, не решаются. Иркутск развивается, и для подобных решений должны быть веские основания. Этот вопрос необходимо выносить на обсуждение общественности. Сегодня мнение Союза строителей такое: градостроительной политикой должен заниматься областной центр».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах