Примерное время чтения: 6 минут
273

Полпред Толоконский: Нужно усложнить высшее нетехническое образование

Дарья Галеева / АиФ-Иркутск

- Совсем молодые! – удивился полномочный представитель президента в Сибири Виктор Толоконский, войдя в читальный зал библиотеки имени Молчанова-Сибирского, где его ждали юные специалисты – делегаты четвёртого съезда работников образования Сибири.

Пока полпред ехал с пленарного совещания в библиотеку, начинающие педагоги из всех регионов Сибири готовились задать ему свои вопросы, но он их опередил:

- Не разочаровались в профессии? – улыбался Толоконский. – Сколько зарплата у вас? На самом деле, сейчас увеличилась дифференциация зарплаты педагогов в зависимости от регионов. Мы ориентируемся на структуру экономики каждого субъекта, поэтому размер оплаты в одной и той же Сибири, в похожих климатических условиях при одинаковой нагрузке может отличаться почти на треть. Могу сказать, что высокую зарплату  работникам образования сейчас платят Иркутская область, Томская, Красноярский край.

Зарплата педагогов – одна из ключевых тем любой нынешней дискуссии, хоть немного касающейся образования, но в этот раз «денежный» вопрос не был приоритетным. Все условия, коэффициенты и размеры оплаты труда обсудили на официальных встречах, «пленарках» и «селекторах». С молодыми специалистами разговор у полпреда получился не про деньги, а про образование.  

Молодые учителя общались с полпредом несколько часов. Фото: АиФ-Иркутск / Дарья Галеева

В инженеры б я пошёл…

Классные руководители рассказали полпреду, что не знают, в какие профессии направлять старшеклассников – будущих студентов. С одной стороны рынок диктует свои правила, с другой – юристов и экономистов в нашей стране уже слишком много.

Ответ полпреда был однозначным: в «растущей России» ни одна профессия не останется невостребованной, однако особую ценность для государства сегодня представляют высококвалифицированные технические специалисты, инженеры.

- За эти 20 постсоветских лет снизились востребованность и привлекательность технического инженерного образования, - констатировал представитель президента. - Мы потеряли то число специалистов, которое готовили раньше, и поэтому сейчас любой регион испытывает недостаточность  хороших проектировщиков, технологов, эксплуатационщиков. Во всех профессиях и сферах таких специалистов слишком мало, и восполнить этот пробел будет очень непросто.

Большая часть абитуриентов, по словам полпреда, уходит учиться на модные факультеты, не обращая внимания на то, что общество нуждается в профессионалах другого профиля. 

- Я приезжаю в университеты в то время, когда идёт зачисление, - продолжает рассуждать Виктор Толоконский,- и наши суперинтересные факультеты – физико-технический, самолётостроение, «мосты и тоннели» – даже на бюджетные места не могут найти студентов. А рядом факультеты, где бюджетных мест почти нет, не могут справиться с потоком желающих. Я говорю про такие «популярные» сейчас специальности, как мировая экономика. Подумайте, какая мировая экономика? Мы в своей-то разобраться не можем!

«Если не усложнить, то будет сложно»

Одной из причин, почему некоторые факультеты не могут вместить всех желающих, а другие – пустуют, полпред назвал разницу в сложности образования. Стать экономистом, по его мнению, сейчас гораздо проще, чем научиться конструировать самолёты и ракеты, и эту разницу необходимо нивелировать. Как? Поднять планку по другим профессиям. Хочешь быть журналистом, будь добр – учи четыре иностранных языка.

- Я спрашивал у преподавателей, профессоров, почему на те же «мосты и тоннели» нет спроса. Они говорят: кто же хочет сейчас изучать в таком объёме математику, начертательную геометрию, сопромат? Отсюда появляется спрос на управление персоналом, мировую экономику, юриспруденцию, - поясняет полпред. – Поэтому усложнить нетехническое образование нужно. А мы как-то этого боимся. И я понимаю, почему: рыночная, коммерческая составляющая стала преобладать настолько, что невольно мы начинаем терять качество образования.

Полпред: школьникам нужно прививать любовь к техническим предметам. Фото: АиФ-Иркутск / Дарья Галеева

Чтобы убрать разницу в подходах к разным специальностям и повысить качество образования, полпред предлагает экономистам изучать высшую математику, журналистам и юристам – несколько разговорных иностранных языков.

- Это не может сегодня никому помешать, - считает представитель президента. -  И журналистам нужно быть в глобальном мире, нужно всё время встречаться с теми людьми, которые не говорят по-русски. И юридическое право напрямую связано с языками. Мне кажется, если не усложнить такое образование, то будет сложно.

А трудно придётся ещё и потому, уверен полпред, что через 15 – 20 лет ещё прозрачная пока тенденция «раскроется» во всей красе: предприятиям  нужны будут специалисты, которые «умеют что-то делать руками».

- Останется чисто высокотехнологическое производство, когда нужно будет иметь конструкторскую, инженерную смекалку, и тогда то, что есть сейчас станет большой проблемой, - заключил Виктор Толоконский. - Школьники, например, сейчас не хотят изучать физику, потому что учителя нагоняют жуть, что сдать ЕГЭ по этому предмету очень сложно. Я говорю в учительской среде: давайте физику введём, как обязательный экзамен. Мы теряем ребят. У меня у одного из внуков до выпуска ещё года три, а он мне постоянно говорит, что они тренируются. У нас, говорит, тесты. Какие тесты? Ты учись рассуждать, думать. Нет, у них уже игра в экзамены. Он рассказывает мне: я испугался и на физику не записался, пойду на обществознание. Ну вот, инженером уже не будет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах