Примерное время чтения: 8 минут
117

Поможет ли Избирательный кодекс вернуть свободные выборы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ - В Восточной Сибири» 17/11/2010

Возможно, в будущем он заменит собой все действующие законы о выборах, оставив в прошлом многие их недостатки. И вот долгожданный документ вынесен на публичное обсуждение, стартовавшее в регионах страны с середины октября.

В общественную дискуссию вступили и иркутские эксперты - в форме круглого стола «Новый Избирательный кодекс РФ: можно ли вернуть свободные выборы?»

Сродни подвигу Геракла

Идея создания кодекса обсуждалась ещё в 90-е годы по инициативе партии «Яблоко». И с тех пор на пути к реализации сталкивалась с различными препятствиями, да и сейчас барьеров хватает, взять хотя бы отказы в аренде помещений для презентации проекта или вообще запрет на её проведение (так было в Туле, Рязани, Санкт-Петербурге, Петрозаводске). Тем не менее, уверен иркутский политолог Юрий Пронин, попытка «ГОЛОСа» вновь привлечь внимание органов власти и общественности к данной теме, особенно в условиях «управляемой демократии», заслуживает всяческой поддержки:

- Сфера жизнедеятельности, охваченная избирательными процессами, достаточно широка для того, чтобы её регулировал кодекс. К тому же практика кодификации у нас уже существует: Налоговый, Бюджетный, Водный кодексы и другие.

С огромным нетерпением рождения избирательного свода законов ждёт юридическое сообщество, заметил ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Максим Тирских:

- Это хрустальная мечта отечественных юристов в последние 15 лет. Другое дело, что его разработка сродни подвигу Геракла. Здесь надо не просто постараться, а приложить титанические усилия. Принятие кодекса повлечёт за собой трансформацию правового пространства, потребует масштабного внесения изменений в существующие законы. Вопрос в том, готов ли федеральный законодатель к такому самоотверженному труду.

В целом, как решили участники круглого стола, кодекс крайне важен уже хотя бы потому, что выведет избирательные отношения на принципиально новый эволюционный уровень. Однако до совершенства документу ещё далеко. Одни говорили, что некоторым его положениям не хватает чёткости, другие предлагали дополнить новыми главами, а третьи и вовсе утверждали, что в одном кодексе просто физически не уместятся нормы, детально регулирующие выборы всех уровней. В любом случае должна быть региональная специфика, ведь Россия - всё же федеративное государство.

«Заплатка на заплатке»

В чём же слабость нынешних законов? По мнению заместителя директора Института законодательства и правовой информации Владимира Подшивалова, главная их проблема заключается в излишней детальности:

- Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан много раз переписывали, от первоначального варианта практически ничего не осталось. И сегодня он представляет собой «заплатку на заплатке», не просматривается единой линии. Но при этом законодатель не обратил внимания на такие важные вопросы, как, например, порядок рассмотрения избиркомами жалоб. На мой взгляд, нужно полностью пересмотреть концепцию закона и заново изложить все нормы - более чётко, ясно и системно.

Разработчики кодекса также указывают на сложность и противоречивость действующего законодательства, представленного пятью отдельными ФЗ. Кроме того, в них есть нормы, создающие основу для различных нарушений. Прежде всего, это касается регистрации кандидатов. Как известно, в настоящее время самовыдвиженцы и представители малых партий, желающие вступить в борьбу за власть, должны собрать определённое число подписей в свою поддержку. Но стать официальными кандидатами они могут лишь в том случае, если не превысят лимит «забракованных» автографов. Вот тут-то, считают эксперты, и начинается самое интересное: по любым формальным недочётам в подписных листах можно запросто снять «неугодного» претендента. Да и сборщики не всегда выполняют свои обязанности добросовестно. Можно вспомнить, как из-за большого количества недействительных подписей в 2008 году к участию в выборах депутатов Законодательного Собрания Приангарья избирком не допустил «Патриотов России», и суды - вплоть до Верховного - признали действия комиссии правомерными. Аналогичная причина послужила поводом для дисквалификации, уже в судебном порядке, Антона Романова - явного фаворита кампании по выборам мэра Иркутска. В этой части кодекс предлагает возвращение избирательного залога, уменьшение числа необходимых подписей (хотя многие призывают вообще отменить такой механизм), закрытый перечень оснований для их «забраковки», а также сокращение оснований для отказа в регистрации.

Требуй больше!

Некоторые же положения выборных законов, констатирует «ГОЛОС», не от­веча­ют принципам демо­кратического раз­вития государ­ства - к примеру, неоправданные ограничения и запреты. Поэтому кодекс предлагает снизить проходной балл в Госдуму для партийцев - с 7% до 4%, дать возможность общественным организациям выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах, разрешить собираться в блоки малым партиям, а баллотироваться - всем желаю­щим. Всеобщее одобрение на заседании круглого стола получили такие инициативы, как возвращение прямых выборов губернаторов, восстановление в бюллетенях графы «против всех», обязательность теле­дебатов, которые должны демонстрироваться только в прайм-тайм (прозвучало даже предложение лишать кандидатов регистрации за неявку на телевизионный поединок).

- Налицо - налёт радикализма и явно несбыточных в сегодняшних условиях надежд. Тем не менее, действуя по принципу «требуй больше и хоть что-нибудь получишь», нужно отстаивать перечисленные нормы как принципиальные, - говорит Юрий Пронин.

В их числе также можно отметить установку прозрачных урн для голосования и использование одноразовых номерных пломб. К сожалению, применяемая система пломбирования не защищает урны на 100% от вскрытия, отмечают разработчики кодекса. Можно вспомнить скандал в Черемховском районе, прославивший выборы в ЗС-2008. По трём участкам нашумевшего округа № 15 были отменены итоги волеизъявления граждан из-за многочисленных нарушений, выявленных при хранении избирательной документации - в частности, коробки с бюллетенями не были опечатаны, а списки избирателей несанкционированно вскрыты. В результате мандат долгое время не мог найти постоянного хозяина. Впоследствии члены местной участковой комиссии были приговорены к уголовной ответственности за фальсификацию результатов выборов, а значок депутата по решению суда остался у «единоросса» Гавриила Франтенко.

Нечистоплотная агитация

Отдельный блок проблем связан с предвыборной агитацией.

- Необходимо найти законодательное «противоядие» показу агитационных сюжетов под видом информационных в новостных, то есть наиболее смотрибельных, программах. Это главная лазейка для нарушения равенства участников кампании, - считает Юрий Пронин. - Правда, у меня большие сомнения в том, что вопрос будет решён - должна быть политическая воля, причём на самом «верху».

По мнению председателя областной избирательной комиссии (ОИК) Людмилы Шавенковой, кипы подложных листовок и газет-однодневок, компрометирующих конкретных кандидатов, не только очерняют его в глазах избирателей, но и в принципе отталкивают людей от участия в выборах, которые те априори считают грязными. Возможно, стоит ужесточить наказания за подобные выходки, полагает глава ОИК. А в кодексе в соответствующем разделе есть, к примеру, норма, запрещающая сохранять в день волеизъявления граждан и в так называемый «день тишины» агитматериалы на уличных рекламных конструкциях, владельцев, которых, кстати, предлагается обязать публиковать расценки за свои услуги. Стоит отметить, что именно по агитационным мотивам произошёл ещё один серьёзный конфликт на тех же парламентских выборах-2008. В день голосования по инициативе «партии власти» рядом с участками проходила акция «Народный бюджет» (с целью определить, какие социально-экономические проекты люди считают наиболее приоритетными для региона), которую облизбирком назвал нестерильной в правовом отношении. Настолько она походила на агитацию, что даже прокуратура предостережение организаторам вынесла. Однако до реального наказания дело так и не дошло.

Между тем разработчики проекта продолжают принимать критические замечания и конструктивные идеи в адрес своего детища. По информации иркутского координатора «ГОЛОСа» Алексея Петрова, обсуждение документа в областном центре продлится до конца года. Затем предложения от всех регионов будут направлены в Москву для анализа. Доработанный документ поступит в Госдуму, вероятно, уже после выборов-2011.

Комментарий:

Председатель Избирательной комиссии Иркутской области Людмила Шавенкова:

Идея кодекса не нова - обсуждают её уже больше десятилетия. Вместе с тем у многих субъектов уже есть свои кодексы, например у Свердловской области. Хорошо это или нет? Думаю, каждый регион решает это сам, выбирая ту или иную форму организации местных законов. Что касается общероссийского документа, то, наверное, юристы порадуются его появлению, он ведь очень удобен для правоприменения. А вот членам участковых комиссий, которым работать на выборах десять дней, в таком талмуде будет сложновато разобраться. Впрочем, если кодекс одобрит большинство экспертов и участников избирательного процесса, будем работать по нему.

Критикуйте в прямом в эфире!

Яркие новеллы проекта Избирательного кодекса:

  • Заградительный барьер на выборах в региональные парламенты и местные думы не может превышать 4%.
  • Исчезают непомерные требования к численности для регистрации политических партий, разрешается создавать межрегиональные партии.
  • Исключается участие в формировании избиркомов органов и должностных лиц исполнительной власти, при этом любой избиратель может предложить свою кандидатуру в состав УИК.
  • Отменяется запрет на критику соперников в телеэфире.
  • Максимальный размер участка сокращается до двух тысяч избирателей.
  • Устанавливаются жёсткие правила использования открепительных удостоверений.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах