aif.ru counter
131

Для галочки: есть ли в Приангарье предвыборная интрига?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ в Восточной Сибири» 04/09/2013

Потенциальные избиратели якобы совершенно не замечают борьбы, которая развернулась за их голоса, а партии и кандидаты ведут агитацию скорее «для галочки» ­ но не из­за той желанной «птички», которую житель области нарисует в бюллетене 8 сентября, а просто потому что «так нужно». Действительно ли в Приангарье всё так предсказуемо и куда делась предвыборная интрига?

Зачем агитация, если выбор от нее не зависит? Фото: russianlook.com

«Дайте мне голос!»

Президент поручил развивать политическую конкуренцию в регионах. Как результат, в бюллетене на выборах кандидатов в депутаты Законодательного собрания житель Иркутской области увидит сразу 17 партий, среди которых ему предстоит выбрать единственную достойную. Однако почему-то не все эти партии стремятся рассказать о себе избирателю сейчас - во время предвыборной кампании. Оценки экспертов разнятся: они отмечают, что активную агитацию сейчас ведут 5 - 7 партий, остальные - в силу разных причин отмалчиваются или ведут себя более чем скромно.

Дмитрий МЯСНИКОВ

 

Политолог, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры политологии ИГУ Дмитрий МЯСНИКОВ считает, что политика сегодня находится вне поля зрения людей, поэтому кандидаты не торопятся устраивать пышную агиткампанию, чтобы не получить «нулевой» выход, потратив колоссальные ресурсы.

- Населению «наплевать» на выборы по разным причинам: во-первых, жизнь достаточно стабильная сама по себе, во-вторых, многие разочаровались в выборах как в элементе влияния, в-третьих, - это дата их проведения, - отмечает эксперт. - Людям сейчас не до агитации - для большей части жителей области вопросы политики стоят на пятом, шестом месте. Гораздо важнее для них - собрать детей в школу и урожай на огороде. Можно «укатать» агитацией всё, но люди этого попросту не воспримут. Большая часть активных избирателей сейчас - на дачах. Это не проблема агитации, это специфика самого периода.

Кроме того, по мнению Дмитрия Мясникова, основная часть списка в бюллетене - маленькие партии, у которых просто не хватает денег, чтобы развернуть агитацию на «широкую ногу»:

- Серьёзных игроков не так много: желающих участвовать в политических процессах хватает, но финансовые ресурсы есть далеко не у всех, - уверяет политолог. - Кроме этого, среди 17 партий, изъявивших желание участвовать в выборах, большой процент - «двойники», задача которых не вести кампанию, а отбирать голоса. У таких партий нет цели что-то выигрывать, они просто пытаются не дать выиграть другим.

Сергей ИЛЬИН

 

Впрочем, даже «серьёзные игроки» не спешат удивлять избирателя броскими лозунгами и продуманными программами. По словам политолога, директора научного общества «Байкальский аналитический центр» Сергея ИЛЬИНА, партии просят избирателей просто отдать им голоса, ничего не предлагая взамен.

- Эта кампания в целом насыщена людьми, которые просто говорят: «Дайте мне голос! Я стану депутатом, а потом посмотрим». Избирателю никто не делает выгодного предложения, не объясняет, за что он должен голосовать. Поэтому нынешняя кампания, с моей точки зрения, не открытая, немножко подковёрная, по-русски стали рассчитывать на «авось да кабы», хотя зачем-то приглашают политтехнологов. Здесь, я считаю, возникает противоречие.

«Депутат не утюг»

«Дайте слово народному гневу!», «Беги от дяди!», «Депутат не сломанный утюг - он должен работать» - несмотря на всю сухость предвыборной кампании в общем, избиратель может встретить баннеры и лозунги, к созданию которых кандидаты подошли творчески. В целом эксперты предлагают разделить все политические силы, участвующие в этих выборах, на две большие группы: первые - агрессивные: они критикуют власть, призывают население к бунту, вторые - предлагают «перемены без потрясений» и говорят о том, что региону нужна не оппозиция, а альтернатива.

Татьяна РОМАНЦОВА

 

В основном, к агрессивным формам прибегают партии, которые строят свою кампанию на контрпозиционировании, используя критику власти как приём. Традиционно особым креативом отличается ЛДПР. Кроме этого острыми эксперты сочли лозунги «Коммунистов России», «Демократического выбора», справедливороссов.

- Призыв к агрессии оправдан для определённого сегмента аудитории, - говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента ИГУ Татьяна РОМАНЦОВА. - Если избиратель рассчитывает на борьбу, готов бороться со всем подряд, тогда, конечно, подобные методы он будет хорошо воспринимать и будет откликаться на призыв выплеснуть агрессию. Такие резко экспрессивные, эмоциональные формулировки точно, стопроцентно, рассчитаны на того, кто ждёт скандала, и сыграют в обратную сторону, когда человек рассчитывает на какой-то интеллектуальный выбор.

Доктор психологических наук, профессор декан факультета психологии ВСГАО Александр КАРНЫШЕВ уверен, что за агрессивной формой идут те избиратели, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию.

 
Александр КАРНЫШЕВ

 - Сейчас действительно в некоторых районах и городах складывается тяжелейшая социальная ситуация. Взять тот же Байкальск, где закрывается целлюлозно-бумажный комбинат и что будет с людьми пока неизвестно. Естественно, они могут сориентироваться на такую рекламу. Зачастую люди не видят иной психологической возможности выразить свой гнев и поэтому идут за агрессивными призывами. А те, у кого всё стабильно, следуют за нейтральными лозунгами.

В плане нейтральных лозунгов всё более чем стандартно: избирателю говорят о заботе, развитии, стабильности. Эксперты сходятся во мнении и называют одной из самых мягких предвыборную кампанию «Единой России», у которой нет иного выхода, кроме как строить её на позитиве. Для этого партия использует «безопасные» стержневые темы, одна из которых - новая индустриализация, другая - продовольственная безопасность.

Ещё один приём, используемый партиями в агиткампании 2013 года, - противопоставление по типу «все говорят - мы делаем». Однако, по мнению политологов, такое противостояние зачастую иллюзорно и, не смотря на кажущуюся борьбу между партиями, выборы в Заксобрание Приангарья особых сюрпризов не принесут.

- Мы проводили выборочные опросы, - поясняет Сергей Ильин. - У нас есть так называемый зондаж - короткий метод, который выявил простую закономерность: избиратели вообще не хотят идти голосовать. А те, что пойдут, скорее всего, будут отдавать голос тому, за кого голосовали всегда: сторонники «Единой России» - за «ЕР», сторонники КПРФ - за КПРФ. А что касается той части электората, за которую всегда бороться надо, а это больше 30%, то за неё в этот раз никто не боролся. С моей точки зрения, на выборы она уже не придёт. Кроме того, сейчас не повезло и тем людям, которые всегда были активными, ходили на выборы и доверяли каким-то партиям. К сожалению, лимит доверия у них кончился, и они в этот раз либо не пойдут голосовать, либо будут голосовать, скажем так, за альтернативные варианты.

В целом ситуацию, сложившуюся в Иркутской области за время предвыборной кампании, эксперты называют скучной, они считают, что вряд ли за оставшиеся дни что-то сможет круто её изменить.

Четвёртым будешь?

Константин  КАЛАЧЕВ

 

Конечно, кто-то может пожалеть, что в этой кампании нет той страсти выборов, той жестокой рубки, что бывали ранее. Нынешние выборы, может быть, покажутся скучноватыми, но результаты в любом случае определят, у кого всё-таки сибирская порода, а у кого - характер.

Так или иначе, если говорить о большой тройке, то в Иркутской области - это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Главная интрига нынешней кампании - кто займёт четвёртое место: «Гражданская платформа» или «Справедливая Россия».

Рискую сделать прогноз, но думаю, что четвёртое место займёт всё-таки «Гражданская платформа», в силу самой активной и, наверное, агрессивной кампании. Под агрессивной я имею в виду не содержательную часть, а тотальность кампании. Как понимаю, у них она одна из самых дорогостоящих. Будут ли их вложения адекватны результату - покажет время.

Константин КАЛАЧЁВ, политолог, руководитель «Политической экспертной группы», автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ»

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах